Поучение в день иконы Божией Матери «Знамение». Из «Сборника поучений на местные праздники Соловецкого ставропигиального первоклассного монастыря». (Издание Соловецкого монастыря, 1912 г.)

Поучение (3-е) в день Знамения иконы Божией Матери

Хотя мы везде имеем икону Знамения Божией Матери и всегда ее видим, но редко всматриваемся в самое изображение Пресвятой Девы на этой иконе. В настоящий день размыслим, братие, о значении этого изображения. Божия Матерь изображена на иконе с воздетыми молебно руками к Сыну Своему и Богу, Который изображен в лоне Ея, как Эммануил или вочеловечившийся нас ради Бог. Это видимое изображение наглядно показывает незримую нами неусыпную молитву Богоматери на небесах и всегдашнее предстательство Ея за нас грешных пред Богом, День и нощь молишися о нас, взывает к ней Церковь на полночном богослужении, и скиптры царствия Твоими молитвами утверждаются. Будучи Материю Бога-Слова и потому находясь ближе всех к престолу Божества, Она, естественно, «много может» ко благосердию или к умилостивлению Владыки. Молитвенным предстательством Своим Она часто отводит от нас громы небесного правосудия, готовые разразиться над главами нашими за безчисленные грехи, и является для нас стеною несокрушимою во всех напастях. Трудно перечислить, сколько раз в течение слишком тысячелетнего существования царства Русского сия небесная Заступница спасала города и селения наши от губительного нападения безчисленных иноплеменных супостатов, и от внутренних междоусобных браней соотечественников. Примером последнего служит ныне воспоминаемое нашею отечественною Церковью событие, о котором расскажем теперь подробнее в честь праздника.

Событие это совершилось 700 лет тому назад. Ha Новгород напали союзные дружины — Суздальская, Владимирская, Ростовская и другие, предводимые удельными князьями. «Мало не вся земля Русская совокупилась, по словам летописи, одних князей тогда было 72». Разоривши область Новгородскую, они стали осаждать самый город. Новгородцы были в большом страхе, и, не надеясь на свои силы, все упование свое возложили на Господа и Пречистую Матерь Его и на молитвы своего Архипастыря Иоанна, мужа святого. Днем и ночью отворены были храмы Божии, куда во множестве сходился народ, слезно молящийся о спасении града; целые ночи простаивал на молитве Архиепископ Иоанн пред иконою Всемилостивого Спаса. И вот в третью ночь слышит он от этой иконы голос: «Пойди в Церковь Преображения Господня, что на Ильинской улице, возьми там икону Владычицы, вознеси ее на городские стены, и тотчас увидишь спасение городу». На утро святитель с великою радостью объявил об этом духовенству и народу. Все ободрились, Святитель пришел в Соборный храм, послал оттуда за иконою в названную церковь священников; a сам, оставшись в храм, начал совершать собором молебное пение. К удивлению всех, посланные возвратились без иконы: при всех усилиях они никак нe могли двигнуть ее с места. Тогда сам Святитель пошел со всем собором и, пришедши в Церковь, пал пред иконою Владычицы и долго молился Ей о спасении града. Поднявшись от земли, он начал совершать молебное пение; и когда клир возгласил: предстательство христиан непостыдное, — внезапно сама собою подвиглась икона Богоматери. Народ, видя чудо, единодушно воскликнул: Господи помилуй! Архиепископ, приняв на руки святую икону и облобызав ее, понес в сопровождении всего народа, на стену городскую и там поставил против осаждавших город воинов. Bpаги пустили множество стрел и одна из них попала в самую икону. Святая икона вдруг отворотила свой лик от нападавших и обратила его к городу. Святитель, всматриваясь в уязвленный вражией стрелою лик, увидел слезы, истекавшие из очей Богоматери; он принял на свою фелонь эти чудесные капли и воскликнул: «О, чудо славное! из сухого дерева источает слезы Царица Небесная, являя нам знамение своей слезной молитвы к Сыну Своему и Богу нашему о избавлении града». В это время внезапный ужас напал на осаждавших и тьма покрыла их, и они, смятенные гневом Божиим, стали поражать друг друга. Новгородцы, увидев это, ободрились, отворили ворота и устремились на врагов своих. С помощию Пресвятой Богородицы они прогнали полки сопротивных. В память этого события св. Архиепископ Новгородский Иоанн установил праздник Знамения Божией Матери, впоследствии принятый всею Россией.

Новгородское событие было еще до нашествия татар на русскую землю. Приведем на память некоторые чудеса покрова и заступления Божией Матери, явленные Ею народу русскому во времена татарского владычества или «ига монгольского», когда земля русская тяжко страдала от этих свирепых выходцев Азии, угнетавших ее слишком 200 лет. Через полтора века после порабощения нашего отечества татарами, или за 500 лет до нашего времени, грозный монгольский завоеватель Тамерлан вступил в пределы России, привел всех в смятение и везде распространил ужас. Великий князь Василий Дмитриевич, сын Донского, повел войска свои для отражения неприятеля, который стоял на берегах Дона. Жители Москвы, устрашенные слухом о несметных полчищах Тамерлана, усердно молились пред алтарями, проливая слезы и постясь. Сам великий князь, не надеясь на свои далеко несоразмерные силы, прибег со всем народом ко всесильной помощи Богоматери. И в тот самый день, когда русские пламенно молились Царице Небесной, Тамерлан, вместо того, чтобы идти к Москве, неожиданно пошел назад. Такую внезапную перемену произвел страшный сон хана, который он видел, когда дремал в своем шатре. Ему представилась во сне великая гора, с вершины ее шли многие святители с золотыми жезлами в руках; над ними в лучезарном сиянии явилась чудная, неописанной красоты жена, окруженная тьмами молниевидных воинов. Она грозно повелевала Тамерлану оставить пределы России, a молниеносные воины все устремились на него: спящий хан затрепетал и в испуге проснулся. Он рассказал свое видение вельможам своим, и те объяснили его так: эта величественная жена должна быть Мать Бога христианского, и Она теперь заступается за своих. Итак, мы не одолеем их, сказал монгольский хан, и велел войскам своим идти обратно из пределов России. С неописанною радостью приняла Москва известие об удалении Тамерлана. А великий князь, падши пред иконою Божией Матери, со слезами радости благодарил Ее и говорил: «о, непостыдная Заступница христиан! Ты явила нам великое свое милосердие, паче надежды избавила нам град и всю Россию от безбожных врагов». В другое время Ахмет, хан орды татарской, двинулся на Россию, грозя разорить ее всю. Но совершилось великое дело: Ахмет ушел в свои улусы, не причинив России зла. По сказанию летописи, это было делом заступления Богоматери.

Еще таким же делом заступления Пресвятой Богородицы было спасение России от нашествия татарского хана Махмета, который вторгнулся в пределы русские, подвергал все ужасному разрушению: предавал все села наши огню, брал в плен жителей и толпами продавал в неволю, слабых и престарелых морил голодом и повсюду осквернял святыню храмов. В такую страшную годину и Сама Пресвятая Богородица хотела оставить народ русский за беззакония его на волю врагов, но святые угодники земли русской преклонили Ее на милость.

Один из жителей Москвы, юродивый старец Василий, ночью молился со слезами y дверей соборной церкви Успения, и вдруг слышит внутри храма сильный шум и видит, что двери отворились и бывшая в храме чудотворная Владимирская икона Богоматери поднялась со своего места; от иконы послышался глас: «выйду из города с российскими Святителями». Вслед за этим Святители Петр, Алексий и Иона стали выносить икону из храма и из города; но при выходе их из ворот кремля им подоспели на встречу преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский, один на белом коне, другой на вороном и умоляли Святителей, чтобы они умилостивили правосудие Божие и преклонили на милость Пресвятую Богородицу: начали петь общий молебен и, по окончании его, осенив крестообразно город, Святители возвратились с чудотворною иконою. Тогда же Махмет отступил от Москвы и опасность миновала.

Вот поразительные примеры того, как Матерь Божия чудесно спасала в древние роды землю русскую! A теперь не тоже ли чудесное заступление Ея мы видим над собою, братие? He такая же ли година постигла и нашу Соловецкую обитель полвека тому назад, какую испытала некогда Россия при нашествии Махмета, сейчас нами упомянутого. Также с огнем и мечем подступили к мирной обители нашей страшные враги, воевавшие тогда против России, угрожая беззащитным инокам конечным разорением и смертию. Такими же ревностными защитниками и ходатаями вышней помощи явились для своей обители наши преподобные Зосима и Савватий, какими были для Москвы и всей России преподобные Сергий и Варлаам во время Махметова нашествия. Заступление Пресвятой Богородицы, подвинутой на милость к обители молитвами преподобных отцов наших, соделало то, что враги наши, после неудачного своего приступа, вместо того, чтобы высадиться на острове или предпринять что-либо другое против безоружной обители, побежали от нее, как некогда Ахметово войско, никем не гонимые. И как Новгородская икона, поставленная на забрала города против сопротивной рати, приняла уязвление стрелою и источила слезы; так и Соловецкая носит язвины бранных орудий. Только, вместо источения слез она явила иное чудо: слезами осажденных иноков она угасила пламень неприятельского огня, направленного на обитель.

Как видите, ничем не меньше против древних времен и ныне Божия Матерь готова заступать верных рабов своих, и будет заступать так будущие роды. Какая утешительная истина: как отрадно верить, братие, что на небе есть такая всегдашняя и усердная Предстательница о нас пред Богом, для Которой нет ничего невозможного! Какие бы ни были бедствия наши, напасти, скорби, —  во всем Она может помочь, везде спасти, все исходатайствовать нам y Бога. Но при этом надо иметь в виду то, что Она — Пресвятая благоволит помогать только тем из христиан, которые сами живут свято, исполняют Христовы заповеди и приносят покаяние в грехах своих; нечестиво же живущим и нераскаянным грешникам, хотя бы они взывали к Ней, — Она не расточает даров благодати Божией, чтобы они не злоупотребили ими и не усугубили чрез то своей греховности. Велико было бедствие осажденных Новгородцев и Божия Матерь так чудесно явила им помощь Свою; но они, прибегая к Ней с горячею молитвою о избавлении, без сомнения, приносили Богу искреннее покаяние в грехах своих в чувстве смирения признавая себя виновными в постигшем их бедствии. И слезная молитва Сoловецких иноков, их вопли и рыдания износились из сердца, сокрушенного чувствами покаяния. Все они, видя летающую смерть над головами, исповедались и причастились Св. Таин.

Будем же и мы, братие, в постигающих нас нуждах и печалях прибегать к небесной Заступнице нашей, Владычице Богородице, всегда с чувствами искреннего раскаяния в грехах своих, как вразумляет нас и песнь церковная: „К Богородице прилежно ныне притецем грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице! помози, на ны милосердовавши; потщися, погибаем от множества прегрешений». Аминь.

Сборник поучений на местные праздники Соловецкого ставропигиального первоклассного монастыря. Издание Соловецкого монастыря. Сергиев Посад, 1912 г.С.178-184 

(Источник PDF-версии: https://azbyka.ru)