Поучение в день памяти Преподобного Трифона Печенгского. Из «Сборника поучений на местные праздники Соловецкого ставропигиального первоклассного монастыря». (Издание Соловецкого монастыря, 1912 г.)

Поучение (1-е) в день памяти Преподобного Трифона Печенгского

Двадцать лет минуло, как мы, братие, торжественно праздновали 900-летие просвещения отечества нашего христианскою верою. В течение этих девяти веков много y нас явилось прославленных Церковью св. угодников Божиих — святителей, благоверных князей и преподобных отцов — начальников российского иночества. Многие из сих святителей и князей ревностно содействовали распространению Христовой веры между разными племенами, населявшими русскую землю и блуждавшими во тьме язычества, и несли им свет евангельского учения с самоотвержением пастырской ревности и братской любви, заповеданной Христом. Некоторые из подвижников благочестия посвящали себя проповеди евангельской и обрекали себя на апостольские труды среди племен закоренелых в невежестве, претерпевая от них разного рода невзгоды, с готовностью положить жизнь свою за истину Христову. Таких подвижников благочестия, прославившихся равноапостольными подвигами не трудно всех перечесть. В XII веке преп. Кукша, инок Печерский, проповедовал Евангелие в стране Вятичей, которых и обратил в христианство, запечатлев свою апостольскую деятельность мученической смертью. В XIV веке св. Стефан, уроженец г. Устюга, явился просветителем Перми, погруженной дотоле во тьму язычества, и был первым епископом Пермским. В XVI веке прославился апостольским благовестием воспоминаемый ныне нами пр. Трифон, просветитель лопарей,— народа дикого, жившего по берегам реки Печенги, впадающей в Студеное море.

Уроженец Новгородской области, сын священника, Трифон с юных лет имел влечение к уединенной жизни; но волею Божией был призван на проповедь св. веры язычникам. Однажды, молясь в уединенном месте, он услышал голос: „Не здесь твое место, тебя ждет земля необитаемая и жаждущая». Повинуясь небесному званию, Митрофан (такое было имя преподобного до пострижения в монашество) отправился в страну дальнего севера, на реку Печенгу, к диким лопарям. Вся местность реки Печенги была занята этими дикими детьми природы, которые проводили более кочующую, чем оседлую жизнь. Для деятельности проповедника слова Божия открывалось обширное поле. Лопари обожали духов добрых и злых, гадов и ночных нетопырей, и поклонялись камням; о едином Боге, Творце неба и земли, они не слыхивали. Митрофан начал им возвещать эту истину.

Он говорил им, что один есть истинный Бог, один Творец земли и неба, один Спаситель всех потомков первозданного человека. Проповедник доказывал диким чадам пустыни, что Отец небесный близок к ним, промышляет о них, посылая им пищу, одежду и все потребное, и что безумно покланяться безчувственным идолам и обожать духов, которые суть создания Божии, одни покорные, другие мятежные. He легко было отупелые умы загрубевших в невежестве язычников сделать восприимчивыми к духовным истинам, еще труднее было заставить их расстаться с застарелыми пороками. A тут против проповедника истины восстали друзья лжи, вожаки народа, представители его векового заблуждения, для которых держать народ в слепоте ума — выгодное ремесло. Они восстали на Митрофана сперва с гордою надеждою оспорить его, потом с злобною яростью — прогнать или убить. Много раз они осыпали его бранью, били жестоко и таскали за волосы. „Ступай прочь отсюда, — говорили ему, —  иначе ждет тебя злая смерть», и не раз собирались убить его, но Господь хранил раба Своего и всегда избавлял от убийственных рук.

Ревностный проповедник небесной истины с кротостью переносил брань и побои, и когда свирепая злоба доходила до крайней раздражительности, удалялся в горы, a потом опять выходил на проповедь. Наконец между лопарями нашлись такие, которые стали проникаться проповедью о вечной жизни и истинном покое души. Когда Митрофан оставлял на время упорных язычников, тогда они, обличаемые своею совестью, начинали видеть свою виновность пред христианским проповедником, его любовь к ним, его терпение и незлобие, его самоотвержение из желания блага им. Их сердца стали постепенно смягчаться и чувствовать правоту нового учения, приносящего душевный мир, которого они не находили в своей вере. Когда проповедник снова являлся к дикарям, тогда некоторые из них удерживали своих товарищей от нападений на него, говоря: „Он ни в чем не виноват перед нами, не сделал нам никакого зла, напротив, желает нам добра; за что же убивать его?». И сперва не много находилось таких мягкосердых слушателей, потом число их мало-помалу возрастало.

После многих трудов и скорбей, понесенных неутомимым тружеником, значительное число лопарей, живущих y p. Печенги, уверовали в Господа Иисуса Христа. He имея священного сана, Митрофан не крестил их; но он отправился в Новгород испросить y Архиепископа грамоту на построение церкви. При постройке ее блаженный за три версты носил на плечах своих бревна и лес. Построенный храм долго оставался не освященным за неприбытием священника из Новгорода. Тогда Митрофан отправился в Колу, в то время еще малолюдное местечко, и нашел там иеромонаха Илию, который освятил храм, крестил обученных вере лопарей и постриг в монашество самого проповедника, дав ему имя Трифона.

Блаженный Трифон, воспользовавшись услугами Кольского иеромонаха для крещения Печенгских лопарей, стал устроять на устье реки Печенги обитель во имя Св. Троицы. Таким образом, он предпринял на себя двойной труд — распространение христианства между необращенными язычниками и устроение иноческой обители. Чтобы продолжать дело евангельской проповеди, надлежало постоянно путешествовать. A что значило такое путешествие в этой стране? Жилища лопарей разбросаны по местам болотистым, пересеченным горами и оврагами: ни сел, ни деревень нет, a только уединенные шалаши семейных обитателей. Каково же было, не встретив радушного приема в одном жилье, идти по тундрам и горам в другое, где, быть может, ожидает еще худшая встреча! Но подвижник Божий терпеливо трудился и не унывал. Из тех, которые обращены были в христианство, нашлись готовые разделять с проповедником веры его труды.

Лопари, наученные Трифоном христианскому благочестию, с живым одушевлением передавали другим семена этого благочестия, и при их участии проповеднические труды св. Трифона становились более успешными; под конец целый дикий край получил совсем новый вид. Вот что писал современник блаженного Трифона пр. Максим Грек. „ Благодатию Божиею многие иноверные обратились в православную и благочестивую веру христианскую. Прежде того они жили как звери в пустынях непроходимых, в пещерах и расселинах, не имея ни храма, ни нужного для жизни, питались животными, зверями, птицами, морскими рыбами, и что кто ловил, тем торговал… И здесь ныне благоволением Отца, изволением Сына и действием Св. Духа устроен честный монастырь и собралось большое братство иноков».

Обитель пр. Трифона была средоточием и рассадником христианства для всей Лапландии. Крещенные лопари до того полюбили святую веру, что одни приносили в пользу обители деньги, другие отдавали земли, озера и приморские угодья, щедро она была наделена всякими угодьями и со стороны верховной власти, и в существовании своем была вполне обеспечена. Так, после долгих лет борьбы и надежды, терпения и труда, Господь милостиво ущедрил Своего избранника и увенчал дело его полным успехом.

Из этого описания проповеднических подвигов избранника Божия Трифона, просветителя дикого племени лопарей, вы, братие, можете иметь понятие о великой трудности проповедания слова Божия неведущим истинного Бoгa. Многим опасностям приходится подвергаться проповедникам веры. Много умения, силы, терпения и самоотвержения нужно им, чтобы достойно проходить свое великое служение роду человеческому. И наконец, при всех усилиях, при всем умении, при всей горячей ревности к делу благовествования, обращение людей суеверных, грубых и непросвещенных не может совершиться иначе, как пo особенному действию Божией благодати. Никто не может прийти ко Мне, если нe привлечет его Отец Moй, сказал Господь Иисус Христос (Иоан. VI, 44).

Немногие из нас способны к подвигам проповедования веры отдаленным братиям нашим, коснеющим в языческом суеверии; но все мы можем принимать участие в этом святом деле посильными пожертвованиями своими. В первенствующей христианской церкви усердные христиане помогали апостолам своими приношениями. И Св. Апостолы с радостью принимали такие приношения, потому что видели в них выражение любви христиан и усердия их к делу Божию. В наше время, при проповедании христианства в отдаленных пределах нашего отечества, вещественные пособия являются необходимыми для дела проповеднического. За недостатком вещественных средств в иных случаях останавливается или идет неуспешно это дело. Нужны средства, чтобы построить небольшой храм для новопросвещенных христиан. Нередко оказывается необходимым делать разные пособия новопросвещенным, потому что многие из них с принятием крещения, вынуждены бывают разорвать все связи с своею семьей, с своим родом и лишиться всех прежних средств к жизни: им нужно дать приют, их надо приучить к каким-нибудь новым занятиям, которые бы давали им средства к жизни. На все это нужны пособия, собираемые с доброхотных дателей. A оказывающий пособие апостольскому делу благовествования веры получает участие в награде, уготованной самим благовестникам.

Итак, братие, с усердием подавайте свои лепты на дело проповеди слова Божия иноверцам, видя безмерную трудность и неизмеримую пользу сего святого дела. Таким сочувствием и благожеланием вы сделаетесь сами участниками в проповеди апостольской и почтите память угодника Божия пр. Трифона, который в продолжительное голодное время для всего северного края сам ходил по Новгородской области из одного селения в другое и собирал подаяния на своих питомцев, бедствовавших от голода в «прегорчайшей пустыне». Аминь.

Сборник поучений на местные праздники Соловецкого ставропигиального первоклассного монастыря. Издание Соловецкого монастыря. Сергиев Посад, 1912 г.С.187-193. 

(Источник PDF-версии: https://azbyka.ru )