Поучение в день памяти Святителя Филиппа, Митрополита Московскаго, всея России Чудотворца, бывшего Игуменом Соловецкаго монастыря. Из «Сборника поучений на местные праздники Соловецкого ставропигиального первоклассного монастыря». (Издание Соловецкого монастыря, 1912 г.)

Поучение (1-е) в день памяти Святителя Филиппа, Митрополита Московскаго, всея России Чудотворца, бывшего Игуменом Соловецкого монастыря

Подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох (2 Тим. IV, 7).

Жизнь есть борьба. Грустный такой взгляд на жизнь нашу, но верный! He искушение ли житие человеку на земли? (Иов. VII, 1), восклицал еще праведный Иов.

Представьте себе, братие, высокое назначение наше в мире и неразлучные с ним обязанности, все обстоятельства, среди которых приходится нам жить, те неисчислимые препятствия, кои необходимо преодолеть для достижения цели,— и вы невольно согласитесь, что жизнь, действительно, есть борьба, подвиг, ратование. Представьте еще, что ничто для нас нужное, насущное не достается нам даром; пища, одежда, жилище достаются нам не иначе, как посредством труда усиленного. Представьте к тому угнетающую человека нищету, удручающие болезни, нередко преследующие его клевету, ненависть, злобу, гонение от людей и другие тягостные преогорчения,— и вы окончательно убедитесь, что жизнь наша есть борьба непрерывная, борьба неизбежная.

Тяжела эта борьба и нет такого счастливца, который бы избежал ее. Счастливым надо назвать того из людей, кто никогда не падает под тяжестью этой борьбы, кто безо всякого ропота на судьбу свою, a напротив, с твердою верою и покорностью Промыслу Божию переносит свою горькую участь: беды, болезни, лишения, угнетения и озлобления от людей. Счастлив такой человек: его борьба благословенна свыше, совершается под защитою ангелов Божиих, под знаменем сонма святых, прошедших такою стезею жизни, и Самого Подвигоположника веры Господа нашего Иисуса Христа. И не таков ли был ублажаемый ныне Святитель Христов Филипп? Он вел борьбу и здесь, в тесных стенах монастыря, в любимом уединении, и тяжко боролся там, на широком пространстве враждебного ему мира,— боролся, гонимый злобою людей, преследуемый клеветою, ненавистью тех, благу которых посвящена была его жизнь. Двоякую выдержал он жизненную борьбу: сперва внутреннюю невидимую, потом внешнюю в виду всех. И при конце своего многотрудного земного поприща он, как подвижник и мученик, справедливо мог сказать о себе с Первоверховным Апостолом: подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох.

Но иноческое звание наше, братие, побуждает преимущественно сказать о той жизненной борьбе, которая составляет доблесть иноков и предлежит каждому из нас на поприще иночествования. Разумею борьбу внутреннюю, духовную. Ради этой борьбы мы оставили мир, приятности семейной жизни, удовольствия людского общества, и обрекли себя на лишения и безкорыстный труд в пустынном одиночестве. Это — та борьба, которую ведет человек с самим собою, с своими порочными влечениями, греховными наклонностями, с своими страстями, — ведет один, в тайне души своей, при свидетельстве только своей совести. Эта борьба упорная. О ней сказал апостол: He еже бо хощу доброе, творю: но еже не хощу злое, сие содеваю. Аще ли еже не хощу аз, сие творю, уже нe аз сие творю, но живый во мне грех (Рим. VII, 19, 20). Если присмотримся внимательно к подвигам святых мужей, живших в минувшие времена, исчислим эти десятки лет, которые проводили они в пустынях и отшельнических обителях, измерим тяжесть этих подвигов постничества, самоумерщвления, слезного покаяния, которые совершали они в продолжение целой жизни, борясь с грехом: то для нас откроется в полном свете все высокое значение, вся важность этой борьбы. Мы увидим, что борьба эта есть признак внутреннего благородства души, торжество духа над плотию, указанное нам законом христианским. Чрез эту только борьбу узнается нравственное достоинство человека, величие его характера, крепость его духа. Чрез эту борьбу человек усовершается в добре, научается распознавать истинное добро от зла, прикрытого личиною добра, и отвращается последнего, т. е. зла. В этом вспомоществует ему благодать Божия, которая и призывает его тайными внушениями к этому внутреннему подвигу. Напоследок, борьба эта расширяет внутренний кругозор души подвижника, делает его способным созерцать духовный мир, входить в общение с ним, понимать его таинственные глаголы. Так высоко ценили эту борьбу святые подвижники, что пренебрегали всеми удобствами жизни, изнуряли тело свое постом и трудами, лежали на голой земле, лишь бы только выйти победителями из этой борьбы.

Если обратим наши взоры на виновника настоящего празднества Святителя Филиппа, то — что увидим? Сын богатого и знатного сановника при царском дворе тайно ночью покидает родительский дом и обрекает себя на все нужды бедного странника; отлагает дорогую боярскую одежду и заменяет ее рубищем поселянина; изнуряет себя непривычною работою в доме простого крестьянина и с великим терпением переносит здесь, в обители, тяжелые труды, томит себя алчбою и жаждою и спит на голой доске, имея возглавием камень; на целые недели удаляется в чащу леса… Для чего все это? He для того-ли, чтобы успешнее вести борьбу с собою, доставить духу торжество над плотию, привлечь благодать и с помощью ее изгнать из себя грех?

Борьба с живущим в нас грехом, или внутренняя брань, есть брань преимущественно мысленная, потому что, если ум не согласится тайно на грех, то не может родиться ни слово, ни дело греховное. В этой мысленной брани ратует против человека исконный враг его диавол. Дух злобы орудует злыми помыслами и мечтаниями греха и посредством их склоняет человека творить богопротивные дела. Человеку приходится на этом мысленном бранном поле или одержать победу и избавиться от власти лютого миродержца, приобретя свободу безстрастия, или же потерпеть поражение и подчиниться владычеству диавола, сделавшись его рабом. Вот значение этой борьбы! Вот в чем вся важность ее! Св. ап. Павел, призывая христиан к этой великой невидимой брани, заповедует им облечься во все оружия Божии, чтобы возмочь противостать козням диавольским: яко несть наша брань к крови и плоти,— говорит апостол, — нo к началом и ко властем, и к миродержителям тьмы века сего, к духовом злобы поднебесным (Ефес. VI, 11, 12). Кто же отваживается на такую брань? — «Только воистину отрекшийся от мира,— говорит Св. Макарий Beликий,— подвизающийся, свергнувший с себя земное бремя, удалившийся от суетных желаний, плотских страстей и человеческих почестей и весь предавшийся Господу. Только такой находит в себе сопротивление, тайные страсти, невидимые сети, сокровенную войну, внутреннюю брань. Находясь посреди этой брани и непрестанно молясь Богу, он приемлет с неба духовные оружия, которые описал апостол: броню правды, шлем спасения, щит веры и меч духовный. Препоясавшись ими, он может противостать тайным козням вражеским, на него устремленным, и  победив сопротивные власти помощию Духа и собственными добродетелями, соделаться достойным  вечной жизни!» (Св. Макария Вел. «Беседы» 21, гл. 5)

Живущие среди мира и озабоченные житейскими делами не знают этой мысленной брани и не подозревают действий лукавых духов. Некоторые из мирян даже отрицают бытие их. Но это неведение служит верным признаком того, что такие люди вступили в решительное подчинение демонам и действуют под их гибельным влиянием. Падшие духи усиленно стараются о том, чтобы действовать скрытно и всегда оставаться незамеченными; тогда они вернее погубляют душу человека. Благочестивые же иноки уединенною жизнию своею и благим намерением своим поставляются в трудное положение вести безпрерывную войну с духами злобы; a потому нуждаются знать своих врагов в возможной подробности, чтобы сопротивляться им и охраняться от их козней во всех случаях. Трезвитеся, бодрствуйте, наставляет апостол, зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая ходит, иский кого поглотити. Емуже противитеся тверди верою, ведуще, яко теже страсти случаются вашему братству, еже в мире (1 Петр. V, 8, 9). He зная коварства демонов, очень легко подчиниться их влиянию и совратиться с правого пути. Этому подверглись весьма многие; и еще счастливы те из них, которые горьким опытом познали свое бедственное состояние и обратились. „Пойди, изучи козни демонов», — сказал однажды Антоний Великий одному иноку, отпуская его на жительство в пустыню, чтобы там он мог сделаться искусным борцом с врагами спасения.

Злохитрый диавол, опытный в борьбе с человеками, не всегда прибегает к сильным средствам для погубления душ человеческих. Сильные средства возбуждают и усиленное сопротивление со стороны боримых и скорее доставляют им славную победу, как это доказано многими опытами прежних веков. Ныне враг употребляет более слабые средства, которые действуют вернее в его видах. Эти средства, большею частью, не примечаются, a и примеченные пренебрегаются, по наружной ничтожности их и мнимой безгрешности. В современной брани лукавый губит монахов увлекая их  в незаметные сети свои — земные занятия. В наших житейских потребностях большею частью, нам трудно бывает разграничить предметы нужды и удобства от предметов излишества и роскоши. Этим и пользуется враг, и старается отвлечь ум монаха от Бога и вечности и обратить все внимание его к вещественным занятиям. Вовлекая монаха в неумеренное и пристрастное занятие земными делами, хитрый змей выкрадывает y него все духовное: и внутреннюю молитву, и богомыслие, и воспоминание о смерти, и назидательное чтение, и умиление сердечное, и слезы покаяния; a взамен этого расширяет y него круг вещественных потребностей, чтобы окончательно он погрузился душою и телом в земную деятельность, оставаясь при одном наружном благочестии. И часто такой монах еще начинает получать отовсюду похвалы и одобрения себе, чем еще больше запутывается в сетях вражиих. Так дерево, которого сердцевина заразится тлением, еще долго сохраняет свою внешность в природной красоте и свежести.

He уловил враг сетью многопопечительности такого подвижника, каков был Св. Филипп на игуменстве Соловецком. Многообразными трудами по управлению монастырскому, которое в то время осложнялось заведыванием приписными к монастырю вотчинами крестьян, он привел обитель в цветущее состояние. Но не этим восхищался он, не к тому прилеплена была душа его: он стремился духом к безмолвию пустынному, молитвы жаждала святая душа его. И часто удалялся он в избранную свою пустыньку, где под сенью зеленеющего леса легко забывались житейские заботы. Там чистая душа его наполнялась благоговейными мыслями и чувствованиями и в сосредоточенной, пламенной молитве изливалась она пред Богом. За то Бог благословлял всякое начинание святого игумена и благодатью Своею споспешествовал ему в делах монастырского строения; потому все они запечатлелись вековою памятью, как дела истинно полезные.

Братие! Чтобы успешно бороться с невидимым телесными очами врагом нашим, надо видеть его козни очами душевными, просветленными благодатию. Молитвами славного ратоборца и мученика, Святителя Филиппа, просвети очи мои, Христе Боже, да не когда усну в смерть, да не когда речет враг мой: укрепихся на него! Аминь.

 

Сборник поучений на местные праздники Соловецкого ставропигиального первоклассного монастыря. Издание Соловецкого монастыря. Сергиев Посад, 1912 г.С.7-13. 

 

(Источник PDF-версии: https://azbyka.ru )