Поучение в день празднования иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Из «Сборника поучений на местные праздники Соловецкого ставропигиального первоклассного монастыря». (Издание Соловецкого монастыря, 1912 г.)

Поучение в день празднования иконы Божией Матери «Утоли моя печали» 25 января (ст.стиль) \7 февраля

Вечными памятниками чудесной помощи, являемой Царицей Небесной роду христианскому, служат чудотворные иконы Ее, составляющие главную святыню многих храмов святой православной Церкви. Эти многочисленные памятники, повсюду распространенные в нашем отечестве, вместе с тем служат и знаками древнего благочестия наших предков, которые в скорбных обстоятельствах жизни, не имея никакой человеческой помощи, чаяли единственно помощи небесной и с верою взывали о ней к Предстательнице христиан Пресвятой Богородице. Чрез эти святые иконы Божия Матерь благоволит изливать Свои щедроты на страждущее человечество и милостиво слышит молитвы, приносимые пред ними, от всех требующих Ея помощи и заступления.

Из чудотворных икон Богородичных первыми почитаются y нас в России следующие иконы: Владимирская, по преданию, писанная святым евангелистом Лукою и привезенная в Россию из Константинополя в XII веке; Смоленская — Одигитрия или Путеводительница, так названная потому, что икона эта сопутствовала одной греческой царевне, выданной в замужество за русского князя; предание говорит, что и эта икона писана евангелистом Лукою и привезена в Россию в том же XII веке; Новгородская — Знамения, прославившаяся известным чудом при осаде Новгорода многочисленною ратью союзных русских князей, и многие другие св. иконы. С этими общеизвестными чудотворными иконами славятся иконы явленные, так называемые потому, что происхождение их было чудесное. К числу таких принадлежат иконы: Тихвинская, Казанская, Толгская и пр. Слава икон Тихвинской и Казанской распространена по всей России, и им везде совершается празднование. Точные снимки их, также прославленные чудесами, сделались местночтимыми святынями во многих других городах и селениях. Едва ли найдется место на всем пространстве земли русской, где бы не имелись такие иконы. Впрочем, это происходит и от того, что в нашей православной церкви вообще принято писать иконы в точных подобиях известных чудотворных икон, a не какие-либо произвольно вымышленные. Обычай этот существует с глубокой древности; но, как видно, не вдруг установился: мы имеем много Богородичных икон, явленных и чудотворных, которые совершенно отступают от своего первообраза, представляемого иконами Владимирской и Смоленской, т.е. поясного изображения Богоматери с Богомладенцем, держимым одною рукою. Таковы иконы: Ахтырская, Страстная, Умиления и многие другие. Все такие своеобразные иконы большею частью — местночтимые.

В православной церкви с незапамятных времен установился еще благочестивый обычай — переносить прославленные чудесными знамениями и благодатными исцелениями иконы из мест их нахождения в другие окрестные места, города и селения, для общего поклонения им, чтобы каждый верующий христианин имел возможность помолиться пред этими святынями и получить по вере своей просимое. Так y нас в России из многих иноческих обителей, которые имеют главными святынями своими явленные или чудотворные иконы, эти иконы износятся в окрестные села и города, где благочестивые жители усердствуют принимать их в свои дома для освящения своих жилищ. Встречи и проводы таких святынь, совершаемые обыкновенно крестными ходами, привлекают многочисленные толпы народа, вообще любящего церковную торжественность, и служат к подъему религиозного чувства и прославлению русской веры пред иноверцами. Эти торжественные шествия с почитаемыми святынями почти везде составляют народный праздник, наполняющий духовного веселия сердца верных.

Сколь часто крестные ходы с святыми иконами во время моровых поветрий, губительных воздушных перемен и разных народных бедствий избавляли города и целые области от постигшей или угрожавшей смертной опасности! И такое избавление, по всей справедливости, приписывалось силе Божией, действующей чрез святые чудотворные иконы. Такими сказаниями полны летописи церковные почти во всякой населенной местности. A сколько было случаев в течение долгих веков, когда святые местночтимые иконы, обнимаемые пламенем пожаров, сохранялись неповрежденными от огня! У всех нас на памяти, как десять лет назад повсеместно разнесся слух о страшном событии в г. Курске, —пожарище в Знаменском монастыре, происшедшем от взрыва горючего вещества, подложенного под икону Знамения Божией Матери злонамеренными людьми, хотевшими лишить город Курск его древней Святыни. Но святая икона совершенно уцелела среди объявшего ее пламени, которое изломало и разметало камни и железо. Но что указывать далеко! Вот перед нами Тихвинская икона Богоматери. Есть запись, что три раза эта икона сохранилась невредимою от огня во время пожаров, бывших в нашем монастыре в 1734, 1819 и 1852 годах. В память этих чудесных событий постановлено было монастырским начальством светить неугасимую лампаду пред этим образом и совершать пред ним молебен с акафистом в 25-й день января, в который случился первый пожар. Так как в этот день положено празднество иконе Божией Матери „Утоли моя печали», которое таким образом y нас ежегодно воспоминалось; то при мысли об устройств сего больничного храма явилось желание освятить его в честь сей названной иконы. Такое назначение вполне соответствует врачебнице, потому что этой иконе Утоли моя печали присуща благодатная сила, как поется в тропаре, «отгонять болезни от человеков».

Подлинная чудотворная икона Божией Матери «Утоли моя печали» находится в Москве, в церкви Святителя Николая, что на Пупышах. В Москву принесена эта икона казаками в царствование царя Алексея Михайловича. Предание сохранило память о первом чуде, бывшем от этой иконы во второй половине ХѴIІ века, после которого началось прославление этой чудотворной иконы. Одна госпожа знатного рода, жившая далеко от Москвы, долгое время страдала разслаблением всего тела; помощь врачей оказывалась безсильною, больная томилась от крайнего почти предсмертного изнеможения и в этом безпомощном состоянии она лежала без сознания. Однажды явился ей в видении образ Божией Матери, от которого она услышала голос: „Вели везти себя в Москву; там, на Пупышеве, в церкви Святителя Николая, есть образ Божией Матери „Утоли моя печали»; молись пред ним и получишь исцеление». Видение кончилось. Больная, все время бывшая без сознания, очнулась и почувствовала в себе новую жизнь, рассказала домашним о своем видении и велела везти себя в Москву. Когда больную внесли в церковь Николая Чудотворца, она осмотрела все иконы, но не нашла той, которая являлась eй в видении. Между тем сопровождавшие больную рассказали священнику о всем случившемся с нею. Тогда священник приказал причетникам принести с колокольни все там находившиеся иконы Пресвятой Богородицы. Когда внесли икону „Утоли моя печали», то она оказалась до того покрытою пылью, что с трудом можно было разглядеть Лик Богоматери; но больная, давно уже от слабости не говорившая и не владевшая ни руками, ни ногами, вдруг воскликнула: „Она, она!» и — перекрестилась; a когда после молебна приложилась к иконе, то почувствовала в себе столько силы, что встала на ноги и без всякой помощи вышла из церкви и вернулась домой совершенно здоровою. Это чудо совершилось 25 января, и с этого времени совершается празднество иконы Божией Матери „Утоли моя печали».

Да будет для вас, имеющие здесь приют болящие братия, святая икона утоления печалей предметом постоянного поклонения, и не только для вас, но и для всех нас, обитающих в обители сей. Кто из нас в сей жизни печали не причастен? Кто свободен бывает от слез, скорбей и огорчений? Слезы и плач встречают человека при первом его появлении на свет. С летами горести жизни увеличиваются. С юношеского возраста страсти, как волны, обуревают нас и совсем готовы потопить; a в старости немощи душевные и телесные, приближая нас ко гробу, не миром и радостью, но часто страхом и смущением наполняют наше сердце. Кто же утолит все наши печали, сопровождающие нас в жизни с колыбели до гроба, как не Матерь Божия? От Нее получали помощь, избавление и спасение в бедах и напастях многие. От Нее получим и мы утоление всех печалей наших, если усердно будем прибегать к Ея заступлению и ходатайству. Аминь.

Сборник поучений на местные праздники Соловецкого ставропигиального первоклассного монастыря. Издание Соловецкого монастыря. Сергиев Посад, 1912 г.С.33-37. 

(Источник PDF-версии: https://azbyka.ru )