Ныне вся Вселенная светло празднует день явления в мир Совершеннейшего Создания Божия, в едином порыве славословят Невесту Неневестную земная Церковь воинствующая и небесная Церковь торжествующая. Ликуют хоры ангельские, Серафимы и Херувимы воспевают: Радуйся, Благодатная (Лк. I, 28).
Всем известна история чудесного рождения Пресвятой Девы. Но даже помимо чуда о бездетных супругах в этой истории заложен и глубокий символический и пророческий смысл. История Иоакима и Анны имеет прямые параллели в Ветхом Завете, как бы объединяя в себе оба Завета, Ветхий и Новый в единое и непрерывное целое в истории Домостроительства спасения человеческого рода.
Открыть Первую книгу Царств, то в первой же ее главе найдем историю древней Иоакимовой жены – тоже Анны. Как и мать Пресвятой Богородицы, эта Анна была замужем за человеком, которого любила и который искренне любил ее. И, увы, она тоже долгие годы была безплодна и тяжко скорбела об этом. Но упования на Господа не теряла, и Он ответил на ее горячую молитву в Иерусалимском храме. Анна зачала и родила сына – великого пророка Господня Самуила. Насколько велико было ее многолетнее терпение, настолько прекрасна оказалась и награда за него!
Находим мы в Ветхом Завете и иную параллель с рождением Богоматери – и тоже пророческую. Предание не сообщает нам, почему Иоаким и Анна назвали свою долгожданную дочь именно Марией (Мариам, как это звучит на древнееврейском и арамейском). Но вряд ли у такой знатной и, конечно, сведущей в иудейском законе четы выбор имени для ребенка, к тому же столь явно дарованного Господом, был случайным. По-видимому, девочку назвали в честь древней пророчицы Мариам, старшей сестры пророков Аарона и Моисея, выведшего народ Божий из Египта. Как говорит нам Священное Писание, Мариам была первой, кто восславил Господа после чудесного перехода евреев через море и окончательного избавления от преследовавших их войск египетского фараона.
Когда вошли кони фараона с колесницами его и с всадниками его в море, то Господь обратил на них воды морские, а сыны Израилевы прошли по суше среди моря. И взяла Мариам пророчица, сестра Ааронова, в руку свою тимпан, и вышли за нею все женщины с тимпанами и ликованием. И воспела Мариам пред ними: пойте Господу, ибо высоко превознесся Он, коня и всадника его ввергнул в море (Исх. XV,19–21).
Определенные параллели с этой песней ветхозаветной Мариам мы находим и в гимне-молитве Самой Пресвятой Богородицы, который Она воспела Господу в доме Елисаветы: Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем… ибо… сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; и милость Его в роды родов к боящимся Его; явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их… Воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века! (Лк. I, 46–51; 54–55).
Параллели эти, конечно, отнюдь не случайны, как и с именем Пресвятой Девы. Моисей, Аарон и Мариам силою Господа вывели народ Божий из египетского рабства, а новозаветная Мариам стала Той, через Кого Господь вывел все человечество из Египта духовного: освободил людей от рабства греху, диаволу (символом которого выступает фараон) и смерти. Безплодная Анна родила пророка Самуила, древняя Мариам сама была пророчицей, а Пресвятая Дева стала Матерью Того, о Ком предвозвещали и Кого сотни лет с упованием ждали пророки и весь народ Божий. Пресвятая Богородица Мария и вся история Ее рождения – это одновременно чудесное и совершенно естественное объединение обоих Заветов, так долго чаемый народом Божиим переход от ветхозаветной эпохи упования и ожидания к новозаветной эпохе обретения, зримое начало исполнения Господних обетований, которые Он, может быть, и медлил исполнить до определенного времени.
«Первое творение людей произошло из чистой и нескверной земли; но природа их помрачила прирожденное ей достоинство, лишившись благодати через грех преслушания; за это мы изгнаны из страны жизни и, вместо райских наслаждений, получили жизнь временную, как родовое наследство, а с нею смерть и растление рода нашего.
Все стали предпочитать землю Небу, так что не оставалось никакой надежды на спасение, кроме высшей помощи», – рассуждает преподобный Андрей Критский в своем Слове на Рождество Пресвятой Богородицы.
Итак, наш прекрасный, сотворенный Самим Богом мир, о каждой части которого Божественный Творец сказал, что это хорошо (Быт. I), был искажен грехопадением первых людей…
Так же как Иоаким и Анна почти до самой старости были лишены счастья отцовства и материнства, так и человеческая природа на много столетий и даже на тысячи лет оказалась лишена общения с Богом. И верно говорит преподобный Андрей, что единственная надежда у мира, как и у бездетной четы потомков Давида, была теперь на помощь свыше…
Но всемогущий и всеведущий Творец может исправить даже неисправимое. И сотворил чудо тогда, когда, казалось, уже и надеяться было больше не на что…
Страдало от своих грехов и разлучения с Богом человечество, страдал сотворенный для человечества мир, и в мире страдала безплодная, презираемая грешными людьми Анна. Но чудесное, нежданное Рождество Мариам – Той, Кому суждено было стать Пресвятой Богородицей Марией – стало началом исправления и спасения мира…
Преподобный Андрей Критский в слове своем восклицает: «Да будет ныне единое, общее торжество и на небе и на земле. Пусть вместе празднует всё, что в мире и что вне мира. Ныне Создателю всего устроился созданный храм; и творение уготовляется в новое Божественное жилище Творцу. Ныне изгнанная из страны блаженства природа наша принимает начало обо́жения и персть стремится вознестись к высочайшей славе… Ныне неплодная становится, сверх ожидания, матерью и, родив Родившую без мужа, освящает естественное рождение. Ныне приготовлен благолепный цвет для Божественной багряницы и бедная природа человеческая облеклась в царское достоинство. Ныне – по пророчеству – произрасла Отрасль Давидова, Которая, став вечно зеленеющим Жезлом Аарона, процвела нам Жезл Силы – Христа. Ныне от Иуды и Давида происходит Дева Отроковица, изображая Собою царское и священническое достоинство Принявшего священство Аарона по чину Мелхиседекову (Евр. VII, 11). Ныне начинается восстановление нашей природы, и обветшавший мир, принимая Богоприличное образование, получает начало второго Божественного творения».
Это чудо, что Царица Небесная святостью и силой Своей ныне превосходит ангельские и архангельские Силы. И могущество Её – в смиренной молитве Матери к Господу и Сыну Своему, склоняющемуся на прошение Пресвятой Девы, Матери Своей.
Прибегнем же и мы к благому заступлению Владычицы. Как недостойные дети обратимся со смиренной, слезною молитвой к Пресвятой Деве: «Милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородица, надеющиеся на Тя да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед: Ты бо еси спасение рода христианского».
И тогда вновь и вновь Она покроет нас Своим благодатным молитвенным покровом и спасет от всякого зла, ибо Она и воистину есть спасение рода христианского!
(Составлено по изданию: Митр. Омский и Таврический Владимир (Иким). «Слова на двунадесятые и великие праздники». М., 1997.)