Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие мои, я начну свое слово с одной поучительной притчи. Жил один христианин, и жизнь его была полна скорбей, искушений и многих невзгод. Может быть, по этой причине вера его стала постепенно ослабевать, и дошло до того, что он возроптал на Бога, обвиняя Его в том, что Тот не помогает ему, и что не оказывает никакой поддержки: «Господи, где же Ангел Хранитель мой, неужели Ты не можешь послать его мне на помощь?»
И является этому человеку Ангел, возносит его горé и показывает во мгновение ока весь его жизненный путь. И видит человек две пары следов на этом пути.
– А чья же это пара следов, которая идет рядом с моими? – спросил он Ангела.
– А это мои следы. Потому что я постоянно следую за тобой по тому пути, которым идешь ты, – ответствовал тот.
– А почему я вижу, что есть такие участки, где пара следов остается одна? – спросил Ангела человек.
– А это те части твоего пути, которые особенно были полны невзгод и испытаний.
– И что же, неужели ты оставлял меня в эти моменты? – возмутился человек.
– Нет, я нес тебя на руках, – отвечал ему Ангел.
Сегодня, дорогие мои, празднуется память Всех Святых. Так Церковью установлено, что первое воскресенье после праздника Святой Пятидесятницы, являющегося по сути Днем рождения Святой Церкви, определено для празднования Всех Святых во все времена и в разных местах подвизавшихся Богу. И потому есть древняя традиция приветствовать друг друга в этот день словами: «С Днем Ангела!» – ибо каждый из нас когда-то при Крещении получил имя христианское в честь кого-либо из святых угодников Божиих. А сегодня, когда празднуется память Всех Святых, то есть во все века, за все годы существования Церкви Христовой подвизавшихся (явленных и неявленных), каждый из наших небесных покровителей празднует день своего тезоименитства.
Мы с вами, дорогие мои, прошли период Святой Четыредесятницы, мы ликовали в день Святой Пасхи Господней, и вот сейчас, именно в этот день, Церковь приносит Богу свой дар от всего человечества. И этот дар – Собор Всех Святых, подвизавшихся на ниве Христовой во славу Божию.
Мы с вами очень часто склонны к тому, чтобы оценивать человека по внешним признакам. Порой мы видим, что человек одевается роскошно, живет, что называется, на широкую ногу, но мы не видим внутренней жизни этого человека. Мы смотрим на кого-то из правителей и видим, в какие роскошные одежды он одет, на какой роскошной колеснице выезжает в свет… Так же, может быть, многие из наших соплеменников взирали, например, на великую княгиню Евфросинию, которая, оставшись вдовой, правила княжеством вместо отошедшего в иной мир своего мужа. Но мы не видели тех трудов, которые она положила ради воспитания в вере пятерых своих детей. И когда она отошла от этой жизни в иной мир, приняв перед кончиной монашеский постриг и нареченная именем Евдокия, разоблачавшие ее от княжеских великолепных одежд люди увидели на ней жесткую власяницу и тело, окровавленное колючками этой власяницы. Вот как иной раз живет тот, кто внешне, кажется, ведет роскошную и сладостную жизнь.
Мы с вами взираем часто, дорогие мои, на святых внешне. Мы поклоняемся им, восславляем их. Для нас становится в порядке вещей то, что им воздается слава. И они воистину достойны этой славы! И славу эту они получили от Того, к ногам Которого эта слава были принесена как нечто малозначащее. Ибо если мы с вами сегодня вглядимся, хотя бы на мгновение, в те труды, которые понес каждый из святых, то увидим насколько они тяжки и насколько они разнообразны. Вот так же, как княгиня Евфросиния скрывала свой жизненный путь, преданный Богу, так и преподобный Онуфрий, память которого мы праздновали вчера, неведомый никому, 63 года прожил в пустыне. Никто не знал о его подвигах, никто не видел их. Так же подвизалась преподобная Мария Египетская. Но Господь милостью Своей и любовью открыл и сделал вéдомой нам ту славу преподобных, которую они имели пред Его очами.
Дорогие мои, каждый из нас, носит имя какого-либо угодника Божия. Но очень часто бывает так, что, когда спросишь христианина: «А когда день твоего тезоименитства?» – то слышишь: «Я не знаю». «А чье имя ты получил во Святом Крещении?» В ответ опять: «Не знаю». «Что означает оно?» – «Не знаю». «А в честь какого святого ты назван?» В ответ опять: «Не знаю….». Вот так, дорогие мои, мы и живем. И этим-то наша жизнь отличается от жизни святых угодников Божиих, имена которых мы все с вами носим.
Как же быть нам, дорогие мои? Завтра начинается пост, который посвящен грядущему дню памяти святых первоверховных великих апостолов Петра и Павла. Среди нас есть те, кто носит эти святые имена. И есть те, кто носит иные имена. Пост этот, может быть, не такой строгий как Великий или пост в честь Успения Пресвятой Богородицы. Те, кто подвизались ради Бога постом и молитвой и иными многими подвигами были, может быть, незаметными окружающим. И никто из рядом живущих с ними не считал их какими-то выдающимися, но Богу они были ценны, пред Богом они были важны. И вот я могу предложить каждому завтрашний пост начать с того, что открыть житие святого, в честь которого он наречен, внимательно прочитать его и попытаться вдуматься в то, какое Божие послание этим житием предложено каждому из нас. Ибо совершенно не случайно дается имя человеку. Пока человек еще младенец, он не знает, не понимает, как можно выбрать какое-то имя. Без его воли родители нарекают его именем какого-либо святого, и при крещении священник дает ему либо это имя, либо то, которое решит сам. И это есть выбор Божий для каждого из нас. Давайте освятим предстоящий пост молитвой святым апостолам Петру и Павлу и святому, который является небесным покровителем, и Ангелу Хранителю, следочек в следочек, идущему за каждым из нас, поддерживающему, укрепляющему и ограждающему. Попытаемся понять из этого повествования, чтó Бог ждет от каждого из нас.
Есть две вещи, очень важные, которые объединяют Всех Святых, память собора которых мы сегодня празднуем. Первая – это то, о чем говорил преподобный Серафим Саровский и о чем, по его словам, нужно беспокоиться каждому из нас, и чего не хватает современному христианину. Нам не хватает решимости! Да, мы почитаем себя христианами, мы приходим в храм, но даже в этом мы не можем наложить на себя некий труд, который кажется для нас непосильным. Часто ли мы с вами приходим на Всенощное бдение? А ведь именно на Всенощном бдении мы слышим с вами самое главное, о чем Господь через церковь обращается к нам. Мы слышим каноны и слышим стихиры. Они воспевают тот подвиг, который понесли ради Бога святые. Как же мы надеемся научиться жить так же свято, как ждет от нас Бог (как ждал Бог и от них), если мы не слышим этого за богослужением? Как же мы думаем проводить свою жизнь по-христиански? Бывает, и на Божественную Литургию мы придем перед самым Евангелием, когда остается только успеть поисповедаться и сложить на груди руки, чтобы назвать свое имя и причаститься. И считаем, что на этом сегодня все для нас закончено… Как же мы хотим подражать святым? Почитайте в их житиях, как они относились ко святому Причащению, как они готовились к этому великому Таинству, что они стремились получить от святого Причащения. В святом Причащении они черпали для себя силы в несении трудов ради Господа.
Вот, дорогие мои, многому еще мы можем научиться, если вот так будем готовиться провести предстоящий Пост святых апостолов. Давайте же постараемся, чтобы это время не прошло для нас даром. Аминь.