Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
«Радуйся, радосте наша, покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором!»
О чем призывает нас радоваться Православная Церковь сегодня во всех храмах и монастырях ее, не только в Отечестве нашем, но и там, где еще русские православные храмы существуют – по всему миру? Отчего особенная радость охватывает верных в этот святой день?
Сегодня мы слышали в Святом Евангелии то, что читается во все праздники в честь Матери Божией и в воспоминание о чудотворных Ее иконах. И хотя в этом чтении почти совсем не говорится о Пресвятой Богородице, но в самом конце некая жена, которая присутствовала во время пребывания Спасителя в доме святых праведных Марфы и Марии, желая восхвалить Ту, Которая носила во чреве Своем Сына Божия, воскликнула: «Блаженно чрево, носившее Тебя и сосцы, питавшие Тебя!» (Лк. XI, 27) И тогда Господь возразил, казалось бы, не выражающими почтения Пресвятой Его Матери словами: «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк. XI, 28). Но такое впечатление ошибочно: будто в этих словах нет более высокого почтения Пресвятой Богородицы чем то, которое воздала Ей упомянутая жена. Ибо этими словами Господь воздал славу не столько Той, Которая была Матерью Его по человечеству, но Той, Которая все слова Божии слагала в сердце Своем и до конца земной жизни следовала тому, к чему призывал Божественный Ее Сын и Бог наш.
Мы с вами, дорогие мои, только что прослушали поучение о событиях, предшествовавших установлению праздника Покрова на Святой Руси, – праздника, который стал таким любимым, радостным и всеми почитаемым. Но, скажу вам, есть нечто парадоксальное в том, что он не является таковым в месте, где произошли события, воспоминаемые на этом празднике.
Некогда жители Константинополя собрались во Влахернской церкви и просили Бога и Матерь Божию о помощи в предстоящей им страшной брани, когда струги наших предков, – пусть Вас не удивляет это, – окружили Константинополь. Ему грозило падение от завоевателей, полное разорение и всё, что этому последствует – кровь, ужас, разграбление. И находились в этом храме со всеми молящимися два человека – преподобный Андрей, Христа ради юродивый, и его юный ученик Епифаний. Святой Андрей по происхождению был славянин, но в отличие от своих сродников по плоти, грозивших завоеванием Константинополю, это был уже новый человек – святой жизни христианин. И именно ему было открыто то, что Матерь Божия в сопровождении святых Иоанна Предтечи и апостола Иоанна Богослова, вошла в пределы храма по воздуху и, сняв головное покрывало, которое называлось мафорий, или омофор, держала его над всеми молящимися в соборе (этот покров в последствии стал прообразом одной из частей священного облачения православного епископа – символом архиерейского достоинства). Вот это покрывало, этот покров Свой (как называется он на славянском языке), Она простерла над всеми молящимися. И Сама со слезами молила Сына Своего и Бога, дабы Он избавил верных Своих от жуткой, страшной и, казалось бы, неизбежной участи – гибели смертной и порабощения врагу. (Попутно заметим: и святой апостол Иоанн Богослов, и Предтеча Спасов Иоанн, носят имя, которое стало на Руси одним из самых часто употребляемых в чине наречения в Таинстве Крещения христианским православным именем – Иоанн.) Удивительное дело, дорогие мои, Матерь Божия спасает град христианский, православный, от поругания язычниками, струги которых были разметаны неожиданно налетевшей страшной бурей. И вместе с тем Она сокровенно предвещает, что этим язычникам предстоит стать теми, кому открыто будет слово Божие.
Мы с вами, дорогие мои, порой в жизни своей ищем и желаем радости. Но о какой радости мы с вами мечтаем. Чаще всего о радости плотской, о радости, может быть, и душевной: видеть в здравии и благополучии своих ближних. Мы мечтаем о счастливых и безбедных для себя днях этой земной жизни. Но, вспомним, о какой радости, приготовленной святым, говорит Господь, призывая Своих последователей не страшиться того, что им предстоит здесь, в земной жизни, испытать страдания за проповедание слова Христа Бога нашего. Он говорит о той радости, которую никто не сможет отнять от них. Увы, дорогие мои, очень легко потерять нам земные радости. Но нужно быть сильнее, нужно быть мужественнее в терпении земных испытаний ради той радости, о которой Господь возвещал своим ученикам: «Вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. XVI, 22). Этой радости о Боге, этой радости о спасении, этой радости о том, что Сама Матерь Божия с любовью покрывает каждого из нас, покрывает русских православных людей омофором Своей милости, – никто не способен лишить нас. Поэтому праздник этот особенно любим на святой Руси.
Лишь спустя два с лишним века после случившегося во Влахернском храме события, князь российский Андрей Боголюбский узнал о нём, узнал, что некогда в Греции был такой праздник в воспоминание события, которое промыслом Божиим у православных людей Эллады не отложилось в памяти и не стало для них закрепившемся в календаре торжеством. Это событие как-то постепенно пришло в забвение. Но князь Андрей Боголюбский увидел в нем нечто удивительно воодушевляющее для укрепления веры православной. Он был вдохновителем того, чтобы праздник этот вошел в богослужебный обиход Русской Православной Церкви. И с тех пор он стал настолько любим, настолько радостен, настолько ожидаем для всех православных людей, что сейчас, наверное, не найдется никого, даже среди далеких от Церкви наших соотечественников, кто бы не знал, что Покров – это один из самых почитаемых на Руси праздников!
Прошло время, дорогие мои, и в середине XV века, в 1453 году, за грехи людские Константинополь, который много веков был оплотом православной веры, оказался захваченным уже иными завоевателями – турками. И вновь город вожделел спасения. Но удивительно то, что более всего в это время он желал того, чтобы сохранилась Византия и столица ее, Константинополь, как государство, как богатейшее христианское царство. И потерю именно этого (чего они сильно боялись, что может произойти) так переживали греки. Но вера и надежда на помощь Божию настолько ослабели тогда в народе, что произошла страшная вещь. Византия, Константинополь, желая обрести для себя защиту в земной брани, вступила в союз с противниками Православия – заключена была уния в храме Софии Константинопольской.
Тогда возносилось имя папы Римского, под покровительство которого, ожидая для себя защиты, склонили головы православные эллины. И тогда Бог отступил от тех, кто предал православную веру. И тогда в страхе жители Константинополя пришли в храм Влахернской Божией Матери, где когда-то ощутили на себе великую любовь Богородицы и Ее защиту, взяли Ее чудотворную икону и намеривались совершить крестный ход, обойдя город со всех сторон. Но не суждено было сбыться этому, ибо удивительным образом они не смогли даже вынести чудотворную икону из храма. Господь не благоволил этому!
Для нас, для тех, чей столичный град Москву в древности назвали третьим Римом, пророчествуя, что четвертому не бывать, должно это стать предзнаменованием и предвещением, что до тех пор, пока мы пребываем тверды в вере православной – с нами Господь и Пречистая Его Матерь. И ничего мы не должны страшиться сейчас, – когда Отечество наше в поругании у всего мира! И весь мир, желающий видеть Россию на части раздробленной, готов уже к тому, чтобы, как вороны слететься со всех сторон света, чтобы растерзать ее своим хищным диким христоненавистничеством. Но пока Россия крепка в вере православной, покуда она имеет надежду, которую дарует радость по Богу, до тех пор Россия останется непоколебимой. Об этом мы должны с вами всегда помнить и не смущаться, и быть твердыми и несгибаемыми. И да пребудет над нами Покров Пресвятой Богородицы во все времена. Аминь.