Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Вот уже две тысячи лет прошло с того времени, когда над всей землей воздвигнут Крест. И на этом Кресте Сын Божий волею претерпел страдания, муки, смерть, которую победил Своим Воскресением. И всё это время мир расколот, как и в первые дни по Воскресении Господнем, – отношением ко Кресту. Апостол Павел говорит, что мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, а для эллинов безумие (1 Кор. I, 22–23). Безумие потому, что эллины, ставившие выше всего разум, считали поклонение Кресту – проповедью безумия. «Для греческого культурного мира важнее всего в религии ее сообразность с требованиями разума» (блаженный Феодорит): как может прославляться орудие казни? Кроме того, эллины – язычники, привыкшие жить так, чтобы удовлетворять свои страсти, когда божеством для человека становится удовольствие, оно является высшим благом и смыслом жизни, единственной ценностью. Такой принцип жизни зовется гедонизмом. Поэтому для язычников (а язычниками тогда были и римляне, управлявшие Иудеей как своей провинцией), для них Крест Христов был безумием. Для иудеев же – соблазн, ибо «иудеи требуют чудес, а не мудрости школы Платона, – рассуждает Ефрем Сирин, – а язычники мудрости ищут более, чем чудес». Но апостол учит, что Крест Христов (Христос распятый) для нас, избранных и верных, – Божия сила и Божия премудрость (1 Кор. I, 24).
И мы с вами видим, дорогие мои, чем является Крест для Церкви Христовой. Мы видим, как она поклоняется ему, как некоей Божественной силе, как личности: «Крест хранитель всея вселенныя, Крест красота Церкве, Крест царей держава, Крест верных утверждение, Крест Ангелов слава и демонов язва» (светилен Кресту); «радуйся, Живоносный Кресте, благочестия Непобедимая Победа!» (кондак Акафиста Честнóму и Животворящему Кресту Господню). И мы с вами в эти дни святой Четыредесятницы за каждым великим повечерием обращаемся ко Кресту: «Непобедимая и непостижимая, и Божественная сило Честнаго и Животворящаго Креста, не остави нас грешных» (из последования великого повечерия).
В чем же эта сила Креста? Что был Крест для Господа нашего Иисуса Христа? Некоторые могут сказать, что Господь потому претерпел эти страшные крестные муки, что имел великую любовь к людям. Да, это действительно так! Другие скажут, что Господь потому принял эти крестные страдания, что хотел избавить мир от зла. И они тоже правы. А другие скажут, что Господь восшел на Крест, дабы вновь возвратить грешным людям рай. И это верно! Но Сам Господь сказал о Кресте: «Ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» (Ин. VI, 38). Значит, стремлением и наивысшей Божественной задачей для Христа Спасителя было исполнение воли Божией. Размышляя над словами Спасителя, которые Он сказал в читаемом сегодня Евангелии: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. XVI, 24), каждый из нас должен осознать, что, по слову Господа, для каждого из нас крест – есть следование воле Божией и исполнение Его святых заповедей. «Но это так тяжело, – кто-то, может, возразит, – это так трудно. Возможно ли это человеку?» Однако, взирая на святых, которые подъяли на себя крест, заповеданный Христом, исполнили Его Божественные заповеди, мы увидим, что для них это – не было каким-то подневольным и тяжелейшим трудом.
Мы сегодня молитвенно празднуем память преподобного Иова Анзерского, и только что слышали о его житии. Это был иерей Божий, для которого вся жизнь была стремлением к исполнению заповедей Божиих. Милосердие, любовь – все это сопутствовало его пастырскому служению. Мы с вами знаем, что, взойдя на высшую степень служения, когда он стал духовником Императора Всероссийского, духовником Царской семьи, он не изменил своему служению. Изменилось только то, что, имея бóльшие возможности, он благотворил больше, чем тогда, когда был простым священником.
Когда слава о нем, как о милосердном священнике, стала распространяться, он перестал подавать милостыню открыто, но делал это через своих помощников. Оклеветанный перед царем за будто бы имевший отношения «с вором Гришкою Талицким» он был отправлен Петром I на пострижение в монашество в далекий Соловецкий монастырь, который отличался строгостью и скудостью жития. В обители маститый священнослужитель, находившийся уже в преклонных годах, смиренно исполнял все послушания, начиная с самого простого, наравне с молодыми послушниками. Его можно было бы сравнить со святителем Филиппом, который, скрывая свое высокое боярское происхождение, начинал в Соловецком монастыре с трапезного послушания, самого трудного, которое назначают новоначальным. И даже тогда, когда враг воздвигал в сердце подвижника, будущего преподобного Иова, брань: «Как ты, привыкший к церковной трапезе, которая подавалась тебе в царском дворце, сейчас довольствуешься скудным пропитанием новоначального инока?» – преподобный отвергал все нападения и этим творил заповедь Божию.
Размышляя о крестоношении, мы с вами можем вспомнить эпизод из жития святителя Илариона Троицкого, новомученика Соловецкого. Его святительское величие было настолько значительным, что перед ним даже красноармейцы во дворе монастырском вытягивались «во фрунт» и даже снимали шапки. Однажды случилось находиться ему на морском берегу, когда узнал, что один из свирепейших надзирателей, начальник Соловецкого лагеря по фамилии Сухов с другими надзирателями, находились в лодке на рыбной ловле. Внезапно поднялась шуга, при которой пребывание в море равносильно гибели. Красноармейцы, находившиеся на берегу, слышали крики из лодки: «Помогите, помогите!» И тогда заключенный, старший в бригаде рыболовов, священномученик Иларион, намереваясь отправиться в море на спасение людей, терпящих бедствие, сказал своим собратиям заключенным: «Ты, ты и ты – садитесь вместе со мной в карбас». И когда один из чекистов грозно возопил: «Не позволю без охраны!» – святитель кротко пригласил: «А мы от охраны не отказываемся. Садись в баркас, товарищ Конев!» Чекисты в страхе отступили. И Владыка, милостью Божией, из любви к врагу, спас надзирателя вместе с сотоварищами. И когда те, дрожащие выходили из лодки, то все, кто был на пристани, – монахи, каторжники, охранники, – все без различия, крестясь, опустились на колени. – «Истинное чудо! Спас Господь!»
Вот так истинные христиане воспринимали свой жизненный крест. И нам с вами, дорогие мои, нужно нести жизненный крест, который у каждого свой, разный по внешним обстоятельствам жизни, но один по внутреннему духовному смыслу. Ибо как для святых, так и для всех нас крестоношение есть стремление исполнить волю Божию и святые заповеди Его.
Сегодня мы с вами, как и накануне вечером, будем прикладываться ко Кресту Господню, который изнесен на середину храма и положен на аналое. Он так же, как и крест, который каждый из нас носит на груди, как и кресты, которые блистают на куполах нашего храма, как и Поклонный крест, который воздвигнут у храма более десяти лет назад, привезенный из Соловецкого монастыря, изготовленный из древа, возросшего на Соловках, на земле, которая впитала в себя поты трудов подвижников Соловецких и кровь мучеников, на земле Соловецкой пострадавших, – имеют в себе силу, дарованную нам Воскресением Господа. Благоговейно прикладываясь ко Кресту Господню и молясь пред ним, будем с вами напитываться его благодатной силой. Да укрепит Господь всех нас благодатью этого Креста на дальнейшее поприще Великого поста.
Да укрепит непобедимая и непостижимая сила Честнаго и Животворящего Креста Господня каждого из нас на волнах бурного житейского моря. Аминь.