Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня, в Неделю 6-ю по Пятидесятнице, Святое Евангелие предлагает нам чтение, которое является продолжением того зачала, которое мы слышали в прошлую и в предшествующую ей Недели. Все эти чтения рассказывают нам о чудесах Божиих.
И сегодня это краткое чтение, имеющее в себе сокровенную глубокую (и не одну) мысль, очень важную для всех нас, рассказывает нам о том, как Господь исцеляет расслабленного после изгнания легиона бесов из двух Гергесинских бесноватых.
И даже когда жители страны Гергесинской, ужаснувшиеся тем, что весь источник их благосостояния, стадо свиное, в которое Господь послал легион бесов, населявших бесноватых, вверглось в пучину моря, когда они поняли, что сила Божия может исцелить от такого мучительства их соплеменников, их земляков, с которыми они довольно много в жизни мучились, ввергая их в пещеры, и связывая цепями, но, бесами понуждаемые, эти разъярившиеся бесноватые рвали цепи, убегали из пустынь и из пещер и служили очень большим искушением для гергесинцев, – несмотря на всё это их более всего опечалило расставание со стадом свиным. И посему они просили Господа отойти от их пределов. И надо заметить, что Гергесинские пределы располагались на побережье Галилейского озера, или, как его еще называли, Тивериадского моря. Это были родные места Спасителя. На этих водах трудились Его будущие апостолы. Здесь, на этих берегах, Он призвал их следовать за Собой. И они, оставив мрежи, оставив всё, что имели, пошли в неизведанный для них путь за Тем, Кто имел власть сказать: «Идите за Мною, и сотворю вас ловцами человеков» (Мф. IV, 19).
И вот, выйдя из пределов Гергесинских, Господь сел в лодку (в корабль), переправился на другой берег и пошел в Cвой град. Мы часто с вами думаем, что «Cвой град» для Спасителя – это Иерусалим. Но не Иерусалим родной город для воплотившегося Господа. Может быть, это Вифлеем? Но в пределах Вифлеемских Христос родился, когда родители Его не смогли найти места в вифлеемской гостинице, куда они пришли ради переписи населения, и приют обнаружили только в месте, где скрывались от непогоды немощные животные. Может быть, это Назарет? Но Назарет – это тот город, где Святое Семейство проживало некоторое время после возвращения из бегства в Египет. Родным, «Своим градом» для Христа был город Капернаум. Это был довольно большой по тем временам торговый город, расположенный на холме. И о нем Господь в Своем пророчестве предрекал: И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься (Мф. XI, 23). И вообще, всю Галилею называли Галилеей язычников. О ней говорили пророки : Людие, седящии во тьме, видеша свет велий (Мф. IV,16), – имея в виду пришествие Мессии. Именно это место было для Спасителя родным, хотя жили в нем в основном язычники, а правоверных иудеев было очень мало. Но именно в этом городе, в пределах Галилеи, и на Галилейском озере Господом было совершено столько чудес, что, пожалуй, вся земля не может похвастаться такими великими чудесами, которые Господь творил в этой земле. В переводе с языка Христа, с языка, которым говорили жители Галилеи, с арамейского языка на современный русский язык, название Капернаум, значит «селение кающихся». Как удивительно! Ведь там в основном жили язычники, но о них сказано, как о кающихся. Кто мог жить в городе, который различными торговыми путями был связан с Бейрутом, Ливаном, Персией? Мало среди них было людей, верующих в Единого Бога… Не многим, пожалуй, отличается и наш с вами столичный город. Здесь тоже собрались люди, чаще всего ищущие материального: денег, богатства, власти. Но можно и о нашем городе сказать: «селение кающихся». Да и о тех, кто пришел в наш храм, можно сказать, что их очень мало. И никогда в нашем храме не бывает очень много молящихся. Но каждый из них может сказать о себе, что он кающийся.
И вот Господь обратил слово свое к этим кающимся людям, которые узнав о Его пришествии в Свой родной город, собрались в Его доме, когда-то купленном Его родителями – Матерью Божией и названым отцом Иосифом. В этом небольшом доме, где прошло Его детство и отрочество, где Он возрастал, и из которого Он вышел на Свое служение грешному, но кающемуся миру, и собрались эти люди. И хотя их было не так уж и много из большого числа язычников капернаумских, они желали слышать то, что скажет им Господь. И вот четверо из жителей этого города, у которых был друг, немощный настолько, что не мог пошевелить ни рукой, ни ногой (и, возможно, даже слова сказать не мог), со смирением, не дерзая просить Господа о том, чтобы Он пришел в их дом, взяли одр, на котором лежал их собрат и принесли его к Спасителю. Но они не смогли войти в дом, так как тот был переполнен внимающими словам Христа. И тогда, не взирая на то, что, наверное, не очень благосклонно на это посмотрели бы хозяева жилища, они влезли на его кровлю (а крыши на востоке – в основном плоские) раскопали кровлю и спустили одр с расслабленным к ногам Иисуса. Они не молили Христа об исцелении, они не просили его о снисхождении и о милости. Они просто положили к Его ногам того, заботой о котором были исполнены их сердца. И услышали ласковый глас Великого Чудотворца: Чадо, прощаются тебе грехи твои (Мф. IX, 2). Удивительное дело, дорогие мои. И сразу открывается для нас то, о чем в этом Евангельском событии хотел сказать нам Евангелист Матфей. В доме том вместе с народом, жаждущим слышать слово Спасителя, находились книжники – люди, которые прекрасно знали законы и изучили множество книг иудейских. В сердцах своих они подумали «злая» о том, что произошло, решив о Христе: Он богохульствует (Мф. IX, 3). И, что очень важно именно для нас, – Господь видит помышления их сердец. Хотя они утаили свой недобрый помысел, и никто не услышал прямого обвинения, – Господь это прозрел, и обратился к ним с вопросом: Что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи? (Мф. IX, 5), – но, чтобы стало понятно, что невозможное человеку возможно Богу, обращаясь к этому человеку, воззвал: встань, возьми постель твою и иди в дом твой (Мф. IX, 6). Две важные вещи мы должны с вами понять, дорогие мои, из этого краткого повествования. Во-первых, то что Господь прежде всего выстраивает иерархию понятий, ценностей для человека: на первом месте должно находиться то, что важнее всего – прощение грехов. Мы с вами очень часто прибегаем в храм к Богу тогда, когда отягчены самыми различными недугами. И мы просим Господа: «Господи, помоги, исцели, заступи, сохрани меня от болезней!» Но мы видим, как поступает Господь: Он прежде всего прощает грехи расслабленному. И даже если бы после этого ничего не произошло, уже одно то, что человеку прощены грехи, очень важно и для спасения души – первостепенно! Очень часто, если чувствует человек от Бога прощение грехов, то за эту радость он готов терпеть даже тяжкие болезни!
И во-вторых, дорогие мои, чему учит эта евангельская история: Господь видит даже самое тайное в наших сердцах. Мы всегда должны помнить об этом, что бы ни происходило. Даже если мы пытаемся на самом дне нашей души сохранить нечто недоброе, из каких-то злых помышлений, – все это открыто Господу. Он зрит даже то, что мы еще не успели помыслить.
Вот что, самое главное, мы должны узнать из прочитанного для нас сегодня краткого Евангельского отрывка!
И еще, дорогие мои, мы видим, как трудно убедить в чем-то человека, в сердце которого – неверие в чудо, неверие в Церковь и неверие в Бога. И что бы ни происходило, какие бы великие чудеса ни творил Господь через Церковь Свою – чудеса исцеления, чудеса очищения, – этот человек, имеющий в душе своей недоверие ко всему, никогда не будет иметь истинной веры, а значит, все духовное, все церковное будет у него вызывать враждебность и неприятие.
Но народ простой, отличающийся от начитанных книжников тем, что он не усвоил тех многих знаний, которые имели эти законники, – в простоте сердца возблагодарил Бога, удивился и прославил Его, давшего такую власть человекам (Мф. IX, 8). Они еще не понимали, что перед ними – Господь, но видя те чудеса, те великие даяния блага, которые творит Сей Учитель, понимали, что сей дар может быть только великом даром Божиим.
Дай Бог и нам верить в эти великие чудеса, верить в ту великую благодать, которую Господь дает Своей Церкви, какую Он дал и тем четырем человекам, принесшим больного друга к Спасителю. Он создал эту Церковь для того, чтобы она несла на своих плечах всех нас – расслабленных, нищих, убогих, паралитиков, – несла в Царствие Божие. Аминь.
* Публикуется в авторской редакции.