Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Рече же Мариам: Се, Раба Господня: буди Мне по глаголу твоему (Лк I. 38).
«Какие невеликие слова, – восклицает святитель Филарет в Cлове на преславный день Благовещения Пресвятой Богородицы, – но какая великая сила сокрыта в них!» Очень часто, дорогие мои, бывает так, что мы называем себя рабами кого-то или какого-то дела. Можем, впрочем, не употреблять этого слова – «раб», но утверждать, что готовы положить даже душу свою за исполнение этого великого дела, готовы даже отречься от чего-то ради него. Но на самом деле, на поверку получается так, что мы ищем все-таки свою выгоду в этом деле, и совсем не рабами его желаем стать, а, раболепствуя перед человеками, надеемся снискать для себя какие-либо выгоды или что-то полезное.
Но как же тяжело, порой, нам бывает назвать себя рабами истинного Бога! Мне приходилось даже слышать, что для иных людей препятствием к тому, чтобы стать чадом церковным, является необходимость именовать себя рабом Божиим. Они придают этому слову почему-то уничижительное значение. Но ведь быть рабом Бога – это значит быть таковым в силу Всемогущества Божия, вопреки своему желанию или нежеланию. Мы с вами знаем, что творческое Божие «да будет!» создало землю, излияло на неё свет, отделило свет от тьмы, наполнило землю живой тварью и, вообще, создало всё что на ней существует. И это творческое, великое, Божественное «да будет!» вдруг останавливается и ждет, чтобы прозвучало смиренное , скромное человеческое «бýди!». Но какое «бýди»? Это – смиренное «бýди!» Девы Марии – низводит в мир человеков Творца Вселенной. И мы с вами сегодня, присутствуя в храме Божием, восхваляем Приснодеву Марию и воспеваем Ее добродетели, Ее величайшие духовные качества.
Безусловно, дорогие, это восхваление и воспевание подразумевает то, что мы стремимся подражать Ей. Ведь во всяком восхвалении и возношении присутствует фактор желания подражать. Представьте себе, когда воин рассказывает о великих воинских традициях своих предков, когда воспевает их исторические деяния и жертвенные подвиги, то, безусловно, он имеет величайшее желание подражать им. Но если мы прекратим стремиться подражать житию и деяниям наших выдающихся предков, то мы с вами снизойдем и до того, что единственным нашим стремлением будем желание подражать тому, например, кто удачно делает евроремонт, или кто хорошо шьет костюм, или кто вкусно готовит изысканные кушанья для удовлетворения потребностей чрева.
Взирая на Матерь Божию, дорогие мои, какой пример для подражания мы должны вынести? Безусловно, это – пример высочайшей внутренней чистоты. Это неувядаемое девство. Это материнская любовь Той, Которая следовала за Своим Сыном и слагала в сердце все слова и дела Его, Которая стояла у Креста Христова, где душу Ее пронзало оружие боли, и сопереживала Ему.
И еще, дорогие мои, чему мы с вами должны подражать? Тому что Матерь Божию называют начальницей мысленного наздания. Что это такое? Мы иной раз не понимаем этих слов, которые звучат в Акафисте Пресвятой Богородице. Что такое мысленное наздание? А это – внутренняя, разумом в сердце творимая непрестанная молитва. Именно таковая совершалась Матерью Божией, когда, казалось бы, в совершенно неприметном городке Назарете, за самым обычным делом – Она ходила на источник, дабы почерпнуть воды – Ей явился Архангел, который приветствовал Ее словами о том, что Она обрела благодать пред Богом. Дорогие мои, мы знаем из церковного предания, что Матерь Божия уже бывала в общении с Небожителями. Мы знаем, что будучи совсем маленькой отроковицей, Она была приведена родителями в храм Божий, где и воспитывалась до достижения совершеннолетия. Пребывая во Святая Святых, Она общалась с Архангелом, который, просвещая и наставляя, питал ее млеком молитвы и божественных словес.
И даже в этом случае, зная, что это – посланец Божий, убежденная в том, что не ошибается в этом, Она медлила ответить. Пресвятая Богородица пребывала в смиренной углубленной молитве. И только тогда, когда Архангел Божий, Богом наставляемый, воззвал к Ней: «Не бойся Мариам!» – Она почувствовала, что Cам Господь возвещает Ей, дабы Она не смущалась, не боялась. И вот тогда прозвучало Ее великое: «Се Раба Господня, буди Мне по глаголу твоему».
Каждый из нас очень часто желает познать волю Божию о себе. Каждый из нас, безусловно, стремится к тому, чтобы, познав волю Божию, исполнить ее в своей жизни. Кто из нас не хотел бы найти духоносных старцев, чтобы они нам, духовно немощным, поведали волю Божию? Но далеко не все получают такую возможность общения с высокодуховными людьми. Но нам не следует унывать или отчаиваться. Ведь Матерь Божия тоже не имела рядом того, у кого могла бы спросить о том, что происходит с Ней, какой ответ Ей дать тому, кто пришел к Ней с великим Благовещением. Она молилась благодатной молитвой. И Господь, услышав эту молитву, устами ангела успокоил Ее: «Не бойся, Мариам, Ты обрела благодать у Бога». Эти слова убедили Ее в том, что Господь слышит Ее, и сие есть глас Божий!
Так и каждый из нас, не имея возможности вопросить мудрого человека, тем не менее, может волю Божию о себе познать. К примеру, кто мы с вами? Мы с вами русские православные люди. Мы с вами здесь, во Святой Руси, родились не случайно, на это была святая воля Божия о нас, – чтобы мы обрели бытие на этих просторах, на этой священной земле многострадальной России. Мы с вами – православные люди, и, значит, каждый из нас уже получил предопределение от Бога. Хотя в Православной Церкви нет учения о предопределении, мы с вами знаем, по слову Евангелия, что и волос с нашей головы не упадет без воли Отца нашего Небесного. И если мы с вами призваны стать православными, то, наверное, каждому из нас нужно трудиться, молиться для того, чтобы в лоне Церкви Православной обрести для себя спасение. И в этом – всеблагая воля Божия о нас. И то, что мы сегодня пришли в эту благолепную церковь Божию, являющуюся храмом подворья Соловецкого монастыря, где со стен смотрят на нас лики святых, просиявших в этой древней обители, – это тоже можно воспринимать как волю Божию о нас.
Сегодня, дорогие мои, в этот великий день – праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, – мы с вами можем помолиться Матери Божией благодарственной и глубокой молитвой, и завершить ее словами, которые возглашаются в храме за каждым богослужением: «Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу, и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувши сами себя, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим», – как предала когда-то Свой живот (то есть жизнь) Богу Пресвятая Дева. Аминь.