Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Для каждого человека, именующего себя христианином, дорогие мои, сегодняшний день, я думаю, является особенным. А для нас, собравшихся здесь, в храме, и для нашей братии, которые совершают сегодня службу на далеком Соловецком острове, этот день является сугубо торжественным, радостным и близким. Ибо сегодня главный престольный праздник нашей святой обители – праздник Преображения Господня. Об этом празднике повествует и святой апостол Петр, уверяя нас, что в этом он следует не хитросплетенным басням, но будучи самовидцем (см.: 2 Пет. I, 16. Апостол Петр также называет самовидцами апостолов Иакова и Иоанна, с которыми был взят Господом помолиться на святую гору Фавор). Значит, мы должны быть твердо уверены, дорогие мои, что это событие, которое совершилось много веков назад, было совсем не каким-то мифическим или легендарным (в чем нас пытаются убедить иные, для которых, в лучшем случае, Евангелие – это лишь исторический памятник духовной культуры), а вполне реальным событием, имеющим глубокое догматическое значение. Для нас, дорогие мои, Евангелие – Книга Жизни, нашей жизни во Христе. И прочитывая каждую страницу Евангелия, мы можем убедиться в том, что это – путеводная книга в Царствие Божие, в Царство вечной жизни, радости, вечного единения с Богом.
В Евангелии повествуется о том, как Господь взяв с собой трех своих учеников – Петра, Иакова и Иоанна, возвел их на Святую Гору. Это в последствии она стала именоваться Святым Фавором, а до этого была лесистой возвышенностью, просто высоким холмом. Но даже тогда всем иудеям было известно, что эта гора – особенная, ведь даже святой пророк Давид пророчествует о ней: «Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуются» (Пс. LXXXVIII, 13). И вот Господь, Который имел обыкновение молиться один, в уединенном или пустынном месте, или в месте недоступном, поднялся на гору со своими учениками. Но не со всеми, хотя мог бы и так поступить – призвать с собой на гору Фавор множество тех, кто внимал Его проповеди. Но Он взял только троих, ибо, по Библейскому установлению, «на устах бо двоих, или триех свидетелей твердо станет всяк глагол» (Мф. XVIII, 16). И случилось то, что часто бывало с апостолами. Позднее с ними случиться подобное и в ту страшную ночь, когда Господь перед тем, как Его схватят, в Гефсиманском саду, молился Богу, Своему Отцу, о том, чтобы Тот, если возможно, избавил Его от чаши сей – чаши страданий, чаши оплеваний, чаши унижения приговоренного к распятию. Но это не было выражением Его слабости, это была дань человеческой природе Христа, ибо буквально тотчас Его уста воскликнули: «Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. XXII, 42).
И когда приблизились эти дни, дни вольных страданий Спасителя, Господь, проявляя любовь и заботу о своих учениках, дабы укрепить их в момент расставания с Божественным Учителем, ведет их на Святую Гору и преображается пред ними.
Святой апостол Павел в одном из своих посланий говорит о том, что, ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его (1 Кор. II, 9). Невозможно выразить немощным словом человеческим то, какую славу Творец, Вседержитель Бог уготовал Своему возлюбленному Сыну, Который до конца исполнил как посланник всеблагую волю Своего Отца.
Апостолы испытали на Фаворе удивительные и невыразимые чувства. Они видели то, что «не леть» есть человеку видеть. И это было открыто им лишь настолько, насколько возможно их немощному человеческому естеству: «И якоже вмещаху ученицы Твои славу Твою, Христе Боже, видеша» (кондак праздника Преображения Господня). При этом не только телесными очами они видели это Божественное, это величайшее Преображение Господа, но, что очень важно, в них самих произошло преображение – преображение их души под воздействием просиявшей славы Божией. Святой апостол Петр, движимый теми же чувствами, которые испытывали сопутствовавшие ему апостолы, самовидцы происшедшего на Фаворе, воскликнул: «Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии» (Мф. XVII, 4). Он как бы выражал такое желание: «И мы, Твои ученики, хотим здесь вместе с Тобой пребывать постоянно, мы не хотим уходить отсюда. Мы хотим зреть это великое Божественное Преображение».
Так, дорогие, и мы с вами, являясь учениками и последователями апостолов, очень часто взываем ко Господу в заблуждении своем, испытав радость и преображение своей души, которые мы чувствуем в храме Божием, а особенно после причащения Святых Христовых Таин, ибо тогда мы не только зрим Господа, сошедшего в славе Своей к нашим немощам, но и зрим Его, вошедшего в каждого из нас с принятием Святых Его Тела и Крови. И нам в порыве благодатных чувств хочется воскликнуть: «Господи, как хорошо нам здесь быть с тобой. Здесь, где все мы единодушны, где Ты вместе с нами, где мы бываем утешены посещением Твоим неизглаголанным».
Но Господь спустился с Фавора вместе с апостолами в эту грешную земную юдоль – туда, где ждали Его притеснения, избиения, заушения, оплевания, унижения и в конечном итоге – страшная крестная смерть.
Сегодня всем тем, для кого Соловецкий монастырь стал особым местом, хочется напомнить о том, как преподобные Первоначальники обители, покинув мир, пришли на пустынный северный остров. Преподобный Савватий, став иноком и подвизаясь сначала в Кирилло-Белозерском монастыре, а затем и в Валаамском, заслужил почитание от братии и любовь за то, что подвиг свой нес ревностно и с любовью к Богу. И другие святые отцы, оставив места, которые были обжиты, где они были уважаемы, где все вокруг было, что называется, «утоптано» для жизни, оставляли эти места и приходили на этот безлюдный, необитаемый, суровый остров среди огромного холодного моря, где приходилось рубить для себя первые кущи и устраивать первую маленькую деревянную Божию церковку.
Здесь, на Соловках, их ученики, их последователи воздвигли храм Преображения Господня, который служит тому, чтобы мы с вами, приезжая как паломники в обитель Соловецкую всего на несколько дней, могли почувствовать, что это такое – настоящая жизнь христианина. Это не наслаждение душевным успокоением, а труд ради Господа и молитва, для совершения которой ежедневно нужно идти в храм, взбираясь по высоким ступеням.
И это не всегда в теплую погоду, а чаще всего – когда свирепствует студеный ветер, небо покрывают свинцовые облака и льет бесконечный дождь, а осенью и зимой – еще и полярное сияние, давящее на каждого человека. И в этом суровом месте совершали свой преподобнический подвиг первые Соловецкие чудотворцы. Кто-то, может, возразит: но ведь они сами избрали этот путь. Да, но они этот путь избрали, следуя зову Христа, желая идти за Ним и укрепляться в трудное время испытаний примером Его мужественного терпения скорбей и крестных страданий, чтобы вместе с Ним взойти на ту гору, на которую каждый из нас призывается, на самую святую на всей земле гору – Голгофу.
Мы с вами часто очень боимся этого пути – терпения ради Христа жизненных скорбей, – и не решаемся по нему идти. И хоть мы пришли в храм, но это только начало пути ко Христу. Вспомним, каким оно стало для преподобной Марии Египетской, которая, причастившись, пошла в заиорданскую пустыню, взяв из этого мира всего три хлеба, и за 47 лет это была ее единственная человеческая пища, которой она питалась, и которая, вы сами понимаете, достаточно скоро закончилась. Вот, дорогие мои, какими примерами мы должны укрепляться.
Мы с вами не задумываемся вот еще о чем. Святые новомученики и исповедники Соловецкие когда-то были схвачены и отправлены на Соловки, обращенные в концлагерь. И каждый из них взошел на свою Голгофу не сам по себе, а насильственно увлекаемый врагами и христоненавистниками. Каждый из них имел выбор, ибо выбор есть всегда. Страдалец в любое время мог отказаться от Христа, мог отречься от своего святительского или пастырского звания, уйти с исповеднического пути, – и тогда с ними не случилось бы ничего, что произошло (хотя это еще тоже большой вопрос). Но они до конца испили, подобно Христу, чашу страданий. Там, на Соловецких островах, они восприняли возможность пострадать за Христа как дар, как Божие благословение.
В пересыльном лагере в Кеми был такой случай. Старенький батюшка сидел на нарах и горько плакал. К нему подошел уголовник, урка, и спросил: «Ну, что ты плачешь, отец?» Он ответил: «Я плачу от радости, от благодарности Богу, что Он сподобил меня закончить дни своей жизни там, где подвизались преподобные Зосима и Савватий Соловецкие». Вот как они воспринимали свои страдания!
А мы? Мы просим, как апостолы еще будучи немощными в вере: «Господи, дай мне то, что мою земную жизнь благоустроит. То, что сделает её безскорбной, радостной, а меня – счастливым и всем довольным». Апостолы, поднимаясь на Фаворскую гору не знали, что с ними произойдет. До самого конца своего сопутствия Спасителю не понимали своей судьбы. Не понимали многого из того, чтó Господь им заповедал нести Его последователям, Его ученикам, то есть нам с вами. Посему для них, для их укрепления в вере, для их утверждения, а через них – и для нашего осознания и вразумления прозвучали громогласные слова Бога Вседержителя, Бога Отца: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте (Мф. XVII, 5).
Мы с вами, дорогие мои, должны слушать и понимать каждое слово Евангелия и каждое слово о Господе Боге нашем Иисусе Христе, которое со страниц Евангелия донесено нам его ближайшими учениками и самовидцами. А ведь именно после события Своего Преображения Господь начал во всеуслышание говорить ученикам и апостолам, какие испытания предстоят Ему в Иерусалиме. И об этом в присутствии апостолов говорили с Господом на Фаворе святые пророки Моисей и Илия, и речь шла об исходе Его из земной жизни.
И нам, дорогие мои, уготовано быть преображаемыми всю жизнь. Душа наша должна познать, что не покой, не радость и утешение, не здоровье, о котором так много заботимся, есть путь к Богу, путь в Царствие Небесное. Мы с вами вместе переживаем трудные времена в нашей стране, нашей Отчизне. Но как бы нас ни унижали, как бы нас ни уничижали, какие бы козни ни строил враг на нашем пути к Богу, превозмогая всё, превозмогая боль и скорбь, мы должны идти с вами по пути Христовому, и именно тогда каждому из нас явится Господь и преобразит нашу душу. И тогда мы с вами всю жизнь будем помнить это дивное и непостижимое явление славы Господней, которое испытали для своего укрепления Божественные ученики, апостолы, и которые вместе с опытом своим и с опытом всей Церкви передали нам. Именно этому мы с вами должны научаться сегодня, в день, когда каждый из нас зрит неизреченную славу Божию в празднике Преображения. Аминь.
*Публикуется в авторской редакции