О верности Богу
Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!
“Благословен Бог, и в наш век произрасли мученики! И мы имеем у себя этих венценосцев!” – так некогда восклицал великий вселенский учитель и святитель златоустый и златоглаголивый Иоанн. Мы также ныне восклицаем словами святого Иоанна Златоуста, светло празднуя память новомучеников и исповедников Соловецких, ибо от их страданий за Христа ещё и века не прошло. Их подвиг имеет для всех нас особое значение. Святые новомученики и исповедники остались верными Христу Богу до конца.
Во время жизненных событий у каждого человека проявляются: его вера, мiровоззрение, любовь и верность Богу. В событиях 1920–1930-х годов из тех, кто тогда проходил жизненные испытания, одни проявились как мученики и исповедники, другие же – как богопротивники. Так и в событиях конечных времён при апостасии – отступлении от Бога – все проявятся: одни как мученики, а другие – как отступники. Каждый человек будет испытан. Вера каждого будет проявлена. И нам предстоят испытания нашей веры и верности Богу. Что же нам при этом нужно рассмотреть, уяснить и помнить?
Мученический подвиг новомучеников был приуготовлен их благочестивой жизнью. У нас впереди испытания. Эти испытания мы пройдём надлежащим образом, по-христиански, или нет – в зависимости от того, как живём сейчас. Именно сейчас нужно не терять ни мгновения, укрепляться в вере, трудиться над собою, жить по святоотеческому опыту и православным традициям. Каждое мгновение готовит последующее время. В каком состоянии мы пребываем в эти мгновения: с Богом? В молитве? В богомыслии? Придут испытания, и необходимо будет их выдержать, выстоять, сохранить себя верным Богу! Нам нельзя оставлять в себе то, что нас может подвести в самый судьбоносный, определяющий вечную участь момент для нашей души! Нам нельзя оставлять в себе какую-либо страсть! О важности этого говорится в житии святого мученика Никифора Антиохийского.
В одном Сирийском городе в III столетии от Рождества Христова жили священник Саприкий и мiрянин Никифор, которые имели друг ко другу истинное христианское братолюбие. Враг и завистник спасения человеков диавол посеял между ними неприязнь и вражду. По прошествии времени Никифор стал искать примирения через людей, сам просил прощения у Саприкия, но тот, будучи ослеплён гордостью и жестокосердием, оставался во вражде. Между тем возобновились гонения на христиан. Саприкий, как священнослужитель, был схвачен, претерпел пытки, и, так как не принёс жертвы идолам, был приговорён к усечению главы. На пути к месту казни Никифор продолжал просить Саприкия о прощении, но сердце того оставалось жестоким и преисполненным гордости и презрения. За это благодать Божия отступила от него, он отрёкся от Бога, и утерял уготованный ему мученический венец. Никифор же исповедал себя христианином, был усечён мечом и сподобился венца мученика Христова.
Определённый образ жизни формирует определённое состояние души. Земная жизнь человека приуготовляет участь в Вечности. Слова у‑част‑ие, у‑част‑ь, при‑част‑ник – однокоренные. Если человек имел участие в жизни по примеру святых, во благочестии, богоугождении, то он наследует участь во блаженстве святых во Царствии Небесном, и будет причастником вечных благ. Поэтому мы должны всегда размышлять и рассматривать: в чём и какое участие мы имеем в жизни сей, и к какой участи это приведёт в Жизни Вечной.
Святые новомученики и исповедники переносили страдания по великой любви к Богу. Любовь соизмеряется самоотвержением, – отвержением от себя того, что отдаляет от Бога, что разлучает от любве Божия (Рим. VIII, 39). Если же человек не отвергает от себя страсти и грехи, то он не имеет самоотвержения, без которого мученичество невозможно, ибо оно являет собою наивысшее самоотвержение.
Нам, православным христианам, необходимо следовать вероучению Православной Церкви и, согласно ему, вести правильную духовную жизнь. Вероучение и нравоучение взаимосвязаны. Нарушение одного неминуемо влечет за собою искажение другого. Вероучение определяет духовную жизнь. Когда у человека мiровоззрение неправославное или он утрачивает православное мiровоззрение, тогда он живет вопреки Закону и заповедям Божиим, неминуемо согрешает и живёт безнравственно. А человек, живущий безнравственно, если даже он и считает себя православным христианином, со временем перестаёт быть им. Это в основном происходит по следующей причине. Когда человек уловлен какой-либо страстью и впадает во грех, то совесть его поначалу безпокоит и он, тяготясь мучениями совести, начинает оправдывать страсти и грех. Оправдание греха приводит его к неприятию того, что обличает грех. В результате он постепенно начинает отвергать всё то, что содержит в себе вероучение и церковные правила Православной Церкви. Он, таким образом, перестает быть православным и в результате может даже стать богоборцем или же отступником, как это произошло с Саприкием.
Будем помнить: каждое мгновение приуготовляет следующее, каждый день – последующий. Каждый день жизни человека формирует состояние его души. Задумаемся, какую участь в Вечности приуготовляем мы жизнью своею?
Господь, заповедуя нам верность Ему, говорит: буди верен даже до смерти, и дам ти венец живота (Откр. II, 10). В течение всего ХХ столетия новомученики и исповедники, будучи верными Богу даже до смерти, совершали свой подвиг. Мужественное исповедание веры в Бога они преемственно завещали последующим поколениям православных христиан. Эта преемственность верности Богу не прекратится до скончания мiра. Буди верен даже до смерти – это заповедание Божие нам. “Буди верен даже до смерти”, – это завещание святых новомучеников и исповедников нам. Верности Богу мы должны научиться, и ею во всём руководствоваться. Верность Богу всегда, везде и во всём – это наш главный подвиг, это залог Жизни будущего века – Жизни Вечной. И если мы верны Богу, то кто ны разлучит от любве Божия; скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч? (Рим. VIII, 35).
Молитвами Царственных мучеников, новомучеников и исповедников Российских и Всех святых, в Земли Российской просиявших, да пребудем верными Богу, и тогда никто и ничто не возможет нас разлучити от любве Божия, яже о Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. VIII, 39), Емуже подобает всякая слава, честь и держава, со Безначальным Его Отцем, и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.