Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Днесь Благодать Духа Святаго собрала нас в Святом Храме, чтобы почтить Пречистую Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию в память события, введения Ее во Храм, которое мы сегодня совершаем. Если мы обратимся к описанию сегодняшнего события, о котором повествуют нам святые мужи, то мы читаем следующее, что Царица Небесная будучи еще маленькой отроковицей взошла во Святой Храм в предшествии дев свещеносиц. Душа Ее пламенела, может быть, еще неосознанной любовью к Богу, как и свеча пламенеет постоянно на подсвечнике пред Богом, пред святыми образами. Описание сегодняшнего события схоже с тем в нашей жизни, как мы провожаем человека «в путь всея земли», когда душа его разлучается от тела. И не случайно такое сравнение приводится, поскольку и тут, и там, мы видим встречу души человека — в первом случае живого, во втором случае — уже отошедшего от земли с Богом. И каждый раз, когда человек переступает порог Святого Храма, мы должны вспоминать это событие, как Небесная Царица входила во Святое Святых.
Согласно древней иудейской традиции, первенцев посвящали на служение Богу. Мы знаем, что Иоаким и Анна долго не могли иметь детей, и вот вымоленное дитя они отдают Богу. И мы видим, что нет огорчения, что нет скорби, что нет ни тени сомнения в промысле Божием, который совершается над их Святой Дочерью. Она была изначально уготована, чтобы стать вместилищем «невместимого Бога», но это совершенно не означало, что не было у Нее тех испытаний и искушений, с которыми встречается каждый человек в сей жизни земной. Это не означает, что каким-то чудесным образом Она стала святой. Ибо если мы с вами будем так думать, то, несомненно, будем умалять личную заслугу в деле нашего спасения. Этого мы с вами никоим образом не должны делать, поскольку тогда сразу лукавый всевает нам мысль, что мы имеем какое-либо моральное право оправдаться, выставляя пред Богом наши страсти и немощи, говоря: «Господи я слаб или я немощен, я не могу стать таким, как была Твоя Пречистая Матерь».
Мы с вами читаем о том, как молились святые богоотцы Иоаким и Анна. И вот ропщем на Бога, на обстоятельства, которые нам посланы. Говорим, что наши дети и в храм не ходят, и не слушаются, и вот выросли они, и уже могут на мать и отца «рот открыть». Что же делать? Какие есть советы, какие нравоучения, где бы нам об этом почитать? И читаем, пытаемся и стараемся понять, но самое главное, мы забываем о том, что они берут модель своего поведения только лишь от нас. И если мы каждый вспомним, что с нами в детстве, как нам казалось, родители поступали несправедливо, и мы им говорили: «Когда я вырасту, я своих детей вот так воспитывать не буду, как вы меня», то увидим, что самое интересное, именно так мы и воспитываем, как воспитывали нас. И не случайно император Александр III говорил своему сыну в завещании, которое нам всем известно: «Сохраняй семью, потому что семья — основа государства». Это действительно так. Мы с вами молимся о счастье своих детей и переживаем о них, конечно же. О чем нам еще переживать и о чем нам еще молиться? Но мы должны помнить, что если какие-либо неудачи, как нам кажется, случаются в их жизни, то большая часть вины, а может быть и основная часть, лежит только на нас.
Мы забываем Бога благодарить. Ведь посмотрите, как благодарили святые богоотцы Иоаким и Анна Небесного Царя. А мы думаем, вот походили мы в храм десять, пятнадцать лет и все, мы уже чего-то заслужили, уже Господь должен каким-то особым образом на нас смотреть, как-то получше слушать наши прошения и мольбы. Что ж мы думаем, что он этого не слышит? Слышит. Как жили в Древней Руси? Мы с вами читаем и из истории видим, что будущие супруги иногда даже не видели друг друга до того момента, когда родители договорились поженить их, и жили всю жизнь, и детей рожали и воспитывали. Что век был другой? Да, век был другой, время было другое, но испытаний было не меньше. А у нас сейчас что происходит? Мы живем, так называемым, гражданским браком. Мало ли мы не устраиваем друг друга? И можем так жить, и пять, и десять, и двадцать лет… Мы с вами, конечно, надеемся на помощь Божию, мы верим в нее и ждем, но вместе с тем мы должны помнить и о том, что недостаточно уделяем Богу своего времени. Господь у нас, хорошо если на втором или на третьем месте, а то и на пятом, и на десятом, и на пятнадцатом. Вот с работы пришел, то одно, то другое, когда там молиться? Надо и отдохнуть, и телевизор посмотреть, и в компьютере поковыряться, почту проверить… Какие уж тут вечерние молитвы? Так устали, что нет сил и молиться. А как молились наши предки? Даже, если мы говорим об этом, так если хотите, перед тем как зачать ребенка, люди молились о том, чтобы Господь послал им чадо, которое утешало бы не только их, но и было бы угодно Богу, чтобы Господь вразумил, как воспитывать его. А мы как живем? Не только не обращаем внимания на своих детей, но и на самих себя. Как в том, с позволения вашего скажу, анекдоте: «Маленький ребенок в пять лет думает, что мама всегда права, в девять думает, что мама иногда не права, в четырнадцать-пятнадцать он думает, что мама никогда не права, а в тридцать пять он думает: «А все-таки мама была права!». И мы так живем. И откуда же нашим детям брать хороший пример? Как сказал нам один батюшка (о тех людях, которые приходят в монастырь, желая посвятить себя Богу), отвечая на вопросы, вопрошающих его: «А им неоткуда быть другими, потому что они пришли из того же общества, из того же мира, в котором находитесь и вы». И «неоткуда быть другими» и нашим детям, и нам самим. Да, нам неоткуда быть другими, у нас не было, может быть, в достаточной степени тех условий, которые были у наших предков. Но это далеко не означает, что эти условия мы не должны создавать сами и, более того, это означает, что мы их сами обязаны создавать, потому что дурное прикрепляется и прилепляется к дурному, а хорошее прикрепляется к хорошему. Вот о чем, дорогие мои, мы должны думать и размышлять, когда мы читаем на страницах священных книг о сегодняшнем событии. И как не банальным будет ответ на вопрос о том, как же воспитывать наших детей, если уже время прошло, только одно остается. И мы с вами прекрасно знаем ответ на этот вопрос — это молитва, молитва и ….сто раз можно повторить, что только молитва и вера Богу, доверие ему, может сотворить то чудо, которое мы ждем.
Мы с вами знаем, как тяжело даже себя поднять на молитву, когда хочется полежать. Вот уже думаешь: «Ну еще чуть-чуть, ну вот еще десять минут полежу и пойду почитаю эти «несчастные» вечерние молитвы». И чтение это не нужно: если на скорость, то техника чтения — пятерка, а если от сердца… о дальнейшем умолчим. И помоги нам Господи уразуметь сии простые истины, сии словеса, которые обращены к нам со страниц Священного Писания, от апостолов, от мужей апостольских, от богомудрых писателей нашей церкви, и дай Господи силы вразумляться и назидаться теми добрыми примерами при воспитании своих детей. А прежде всего, нужно воспитывать не детей, а кого? …Правильно, себя. Аминь. С праздником!