Слово на Преображение Господне
Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие чада Божии, ныне – светоносный Праздник Преображения Господня!
Господь наш Иисус Христос перед Своими крестными страданиями, взяв с Собою апостолов Петра, Иакова и Иоанна, возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! Хорошо нам здесь быть; сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се облако светлое осенило их; и се глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте (Мф. XVII, 1–6).
Господь преобразился и показал апостолам божественное достоинство Свое, чтобы укрепить их в вере, да егда Его узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мiрови же проповедят, яко Он воистину Отчее сияние.
Господь показал апостолам божественную славу Свою, куда Он возшел после Своих крестных страданий и Своего славного Воскресения, как и сказал об этом в явлении двоим Своим апостолам: Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? (Лк. XXIV, 26). Этими словами Он указал путь следования за Ним.
Для того, чтобы быть с Господом в Жизни Вечной во свете славы Божией, необходимо преображение нашей души в сей земной жизни. Но преображению души предшествует труд над собою, который сопровождается духовной бранью. Святой апостол Павел в своем послании к Галатам называет Христовыми тех, которые распяли плоть со страстями и похотями (Гал. V, 24). Нам предстоит целожизненный труд над собою в очищении себя от страстей. Господь же, видя сей труд, действием Духа Святаго преображает душу человека. Вселенский златоглаголивый святитель Иоанн Златоуст говорит, о том, что необходимо наше духовное «исправление нравов», что нам нужно удаляться «похоти, гнева, сребролюбия, тщеславия, зависти». Святой апостол Павел, напоминая нам об условии нашего сонаследия небесной славы со Христом Богом, говорит: Понеже с Ним страждем, да и с Ним прославимся (Рим. VIII, 17). Мы страждем с Ним, если благодушно претерпеваем все скорби и жизненные испытания – по-христиански, с любовию и надеждою взирая на Него – Начальника и Совершителя Веры (Евр. XII, 2), памятуя, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас (Рим. VIII, 18) в Жизни Вечной. Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу (2 Кор. IV, 17). «Нынешние страдания, каковы бы они ни были, прекратятся с настоящею жизнью, а будущие блага простираются на безконечные веки», – говорит вселенский учитель и святитель Иоанн Златоуст.
Господь сказал: Я свет мiру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет Жизни (Ин. VIII, 12). Таким образом, чтобы не заблудиться во тьме нужно быть рядом со Христом Богом, Который есть Свет, и не отдаляться от Него. Ходящий в этой жизни во cвете – живущий во Христе – сподобится быть в Жизни Вечной во свете славы Божией, сподобится лицезрения Божия, как и говорит об этом святой апостол Павел в 1-м послании к Коринфянам: Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу (1 Кор. XIII, 12). Это лицезрение Божия в сиянии славы Божией будет составлять для праведников величайшую радость и блаженство. Поэтому святитель Иоанн Златоуст говорит, что невозможность для грешников лицезрения Божия в Вечной Жизни будет усугублять их вечные муки.
Отчего же люди не стремятся ко Христу Богу, Который есть истинный Свет? Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов объясняет: Свет пришел в мiр; но люди более возлюбили тьму, нежели Свет (Ин. III, 19), ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идёт к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы (Ин. III, 20). Поэтому, если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине (1 Ин. I, 6).
Больным глазам нестерпим яркий свет. Душевные очи человека, полюбившего грех, помрачены, и человек находится во тьме греховной. Нашей безсмертной душе неестественен грех. Необходимо возненавидеть его и исторгнуть из себя. Тогда душевные очи человека уврачуются и будут способны к восприятию всего духовного, и он будет способен к Богопознанию и Богообщению.
Чтобы душевные очи души нашей были чисты, необходимо хранить очи и телесные, да не уязвляются и не запечатлеваются они вредными образами и картинами греховного мiра сего, ибо всем, на что мы обращаем внимание и смотрим, живёт наш ум и наше сердце, от чего формируется образ жизни нашей. Живущий в сей жизни во мраке страстей не сподобится пребывать во свете славы Божией в Жизни будущего нескончаемого века. Поэтому исключительно важно хранить себя от воззрения на скверное и греховное, всегда взирая на святые иконы, на образ Божий, очищая сердце свое и храня его от страстей, ибо блаженни чистии сердцем, яко тии Бога узрят (Мф. V, 8).
Господь сказал: Я свет мiру; доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света (Ин. VIII, 12; XII, 36). Доколе есть жизненное время, да пребываем в Богопознании и Богообщении! Как бы не сгущалась тьма, будем хранить себя в Боге!
Господи, даруй нам бодренным сердцем и трезвенною мыслию всю настоящего жития нощь прейти. Сподоби со святыми Твоими в вечной славе Твоей царствовати, идеже празднующих глас непрестанный, и неизреченная сладость зрящих Твоего лица доброту неизреченную. Ты бо еси истинный Свет, просвещаяй и освящаяй всяческая, и Тя поет вся тварь во веки веков. Аминь.