Протоиерей Валентин Амфитеатров. Слово в Неделю Крестопоклонную Великого поста. «Доброго, которого хочу, не делаю…»

Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю (Рим. VII, 19)

В таких словах апостол Павел дает оценку действий человеческой жизни. Грустное признание, которое невольно просится в уста при обозрении своей жизни у каждого христианина. Это признание есть искренняя исповедь нашей совести, нашего сердца. Скажем больше: едва ли найдется в нашей среде кто-либо, кто, видя пред собой  отверстыми царские врата, ведущие к Престолу Божию, в эти дни святого поста, внутреннего обозрения своей христианской деятельности, своего пережитого, передуманного и испытанного, не повторили бы боговдохновенных слов апостола Павла: Господи, доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю! (Рим. VII, 19).

Дивное создание – человек. Он и дух, и плоть. Одни успевают возвысить, просветить свою святость до ангельского во плоти совершенства, другие, увы, принижают себя до уподобления несмысленным скотам.

В одном и том же человеческом существе две противоположности: тело изнемогающее, стареющее, хилое, как прах, и дух – сила непреоборимая, которой повинуется, как слуга, вся природа: и суша, и воды, и светила небесные, и рыбы в водах, и птицы, летающие по воздуху, и звери в лесах. В одном и том же человеке – два закона, противодействующие один другому,– телесный и духовный.  Один – от Христа, другой – от маммоны. Чего хочет один, то неприятно другому. Это – вода и огонь, целебнейшее тепло и разрушающий холод. Вот почему апостол Павел и сказал: Доброго, которого хочу, не делаю а злое, которого не хочу, делаю (Рим. VII, 19).

В одних людях дух преобладает над плотью, в других – тело одолевает дух, третьи –  колеблются попеременно. Они служат то духу, то плоти, переходят как своенравные наемники от одного хозяина к другому, пользуясь даром свободы, какой наделены все мы от Всевышнего Создателя.

Люди, служащие духу – работники блаженной вечности, люди, служащие плоти, – рабы времени. Первые малым чем умалены пред Ангелами (Пс. VIII, 6), вторые – чада персти: земля они и в землю пойдут (см. Быт. III, 19). Господь наш Иисус Христос нисшел с неба, терпел на земле и показал сорокадневным Своим постом (образ нашей Четыредесятницы), учением, жизнью и смертью Своей, каким образом соблюсти человеческое достоинство, душу и тело. Господином тела должен быть дух. Его действиями святится и тело. Христов дух внушает человеку искать средств совершить добродетели смирения, воздержания, целомудрия, терпения, мира, кротости, незлобия и непамятозлобия. Плоть же внушает человеку искушения гордости, надменности, сластолюбия, плотской нечистоты, сребролюбия, злословия, вражды, мщения и других недобрых расположений. Судите сами, кого надо слушаться: духа или плоти?

Христов дух внушает человеку простирать свой мысленный и сердечный взор за пределы временной жизни. Человек духа Христова носит с собой всюду – и дома, и в обществе себе подобных – мысль о смерти, о благах вечности, о том, что он странник на земле, о том, что его отечество – на небе. Человек же плотской живет настоящим. Увы, бедный, он в юности страстен скотски, а в старости жаден, алчен, неспокоен, как ненасытный зверь. Дай мне золота, все куплю, дай мне жизнь сытую, мощную – всем завладею: вот его язык.

Живущий по духу Христову ожидает воздания за свои добрые дела от Бога, а плотской, если что-либо сделал достойное, тотчас домогается награды от людей. По духу Христову – чем ниже находишься на лестнице земной, тем более уповай на небесное царство, потому что и Христос сказал: Блажены нищие духом, ибо их есть царство небесное (Мф. V, 3). Но плоть требует дипломов, чинов, повышений места здесь, требует в ущерб достоинству других. Жизнь преобразуется в охоту за местами и дипломами без строгого внимания к себе самим. Человек, воспринявший в себя дух Христов, пред Господом постоянно сознает свое ничтожество, пред ближними смиряется, почитает их лучшими себя, а плотоугодники считают самих себя дороже всех, нужнее всех, унижают стоящих ниже себя.

Люди, которые приобрели дух Христов, выносят презрение людское от зла, подобно Спасителю, который молчал перед Пилатом и распинателями, но плотские люди этого не могут стерпеть. Они стараются мстить обидчику, уничтожить и стереть его с лица земли.

Люди духа Христова питают любовь ко всем людям, не исключая врагов, а потворствующие плоти никого не любят, кроме себя самих. Послушайте их суждения. Из них вы узнаете, как страшно иметь их врагами: они творцы сплетен, они – укорители, они – непримиримые ненавистники. Люди, обожествленные духом Христовым, простосердечны, откровенны; угождающие своей плоти во всех поступках – коварны, льстивы и хитры. Люди страха Божьего удаляются от всякого греха, как от смертоносного змеиного яда, а люди, порабощенные телу, всякий грех считают ни за что. Укажет им священник, отец, мать, что они делают грех, а они против наставлений в ответ скажут: «Ничего». Живущий по духу ожидает без страха смерть, разрешающую от уз телесных, но люди, подчинившие себя плоти, ни за что и никогда бы не захотели расстаться с этим миром. Они не помнят об усопших, привязаны к живым только плотскими, временными отношениями необходимости. Не надейтесь на долгую память миролюбца, не верьте ему, когда он клянется Вам в вечной любви. Его любящие чувства не прочнее утренней росы в жаркую летнюю ночь. Любящие Христа умирают в мире с Богом, мирно, спокойно, с надеждой расстаются со своими ближними, со своею совестью, но смерть плотоугодников люта. Мы бываем свидетелями последних часов умиравших братьев и сестер и того, и другого рода. Тяжко вспоминать агонию последних.

О братие и сестры, рабы Христовы! Живите по духу, и работайте по духу. Вспоминайте слова апостола Павла: Что посеет человек, то и пожнет… сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную (Гал. VI, 7–8).Аминь.

(Прот. Валентин Амфитеатров. Великий пост. Духовные поучения. М., 1910; переизд.: М., 1997.)