Славный день переживает сегодня Соловецкая обитель. Первосвятитель Церкви Русской, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий совершил перенесение честных и многоцелебных мощей преподобных основателей древнего Соловецкого монастыря на место их подвигов, туда, где когда-то более пяти веков назад положили они основание нашей обители.
И воистину, братия и сестры, осмысливая сегодня это великое и полное духовного таинства событие, вспоминаются слова описателя подвигов преподобного Сергия Радонежского, который сказал: «Духовно крепки бывают те обители, которые основаны на слезах, молитвах и подвигах пустынников и отшельников». И полностью эти пророческие слова можно отнести к нашей обители. Ибо чем был Соловецкий остров до пришествия на него преподобных Зосимы, Савватия и Германа? Это была северная пустыня, необитаемый и суровый край, куда только изредка приплывали жители Поморья для того, чтобы остановиться здесь на некоторое время для ловли рыбы и приготовления некоторых запасов и вновь покинуть этот остров.
Преподобный Герман первым открыл его как место, удобное для подвижничества иноков, но поняв, что одному здесь пребывать очень сложно, он решил ждать того времени, когда Господь пошлет ему спостника, пошлет сподвижника, дабы вдвоем удобнее было здесь проводить полную подвигов отшельническую жизнь.
И Господь не замедлил исполнить прошение праведника. На побережье Поморское явился инок Савватий, который до этого усердно проходил свой иноческий подвиг сначала в Кирилло-Белозерском монастыре, потом – на более суровом острове Валааме. И в Кирилло-Белозерском, и в Валаамском монастыре многими подвигами и славой от окружающих засвидетельствовал Савватий высоту своего подвига. Но ища жизни более уединенной, лишенной славы от человек и направленной только на воспевание единого Бога, во Святой Троице славимого, пришел он на Поморский берег и расспрашивал здешних обитателей, где возможно найти уединенное место.
Господь свел двух подвижников – преподобных Германа и Савватия. Увидев в Савватии будущего своего спостника, преподобный Герман рассказал ему о чудном Соловецком острове, который является самым удобным, безлюдным и имеющим всё необходимое для жизни, например, пресную воду (хотя и находится посередине солёной морской пучины), имеет всё и для того, чтобы удобно проходить здесь монашеский подвиг.
И вот два инока на небольшом утлом суденышке, карбасе, переплывают бурное Белое море и вселяются там, где ныне мы собрались для того, чтобы прославить их память. Здесь, на этом острове, возжигается лампада усердной отшельнической монашеской молитвы. И, как древние обитатели Египетской пустыни, начинали свое житие иноки в кущах, то есть в палатках, в обиталищах, которые они создавали из ветвей деревьев, из валежника, из сухого хвороста; затем построили малую келию.
Но враг спасения рода человеческого, видя усердных подвижников, не терпел их подвигов, и через различных людей посылал искушения. Никому не нужен был до этого остров пустынный, никого он не интересовал особенно: был суров и дик. Но как только поселились иноки – нашлись те, кто посчитал этот остров своим, кто посчитал монахов, никому никогда не делавших зла, радевших только о спасении своей души – посчитал их захватчиками своих территорий. И враг разжигал злобой их сердца. На горе Секирной появилось семейство рыбака, которое воздвигало свои притязания на островные земли.
И вот однажды, когда преподобный Савватий вышел из своей малой кельи для того, чтобы покадить крест, который они воздвигли в знак своего молитвенного подвига, услышал страшные, громкие и ужасающие крики. Удивившись и ужаснувшись, подвижник вернулся в келью и попросил Германа узнать: что это такое, кто издает эти страшные крики. Преподобный Герман пошел по благословению своего спостника – и что же он видит? Он видит бегущую в ужасе жену рыболова, которая кричит о том, что светоносный юноша высек ее и сказал: «Невозможно вам здесь жить, ибо место это определено для жития иноков». Это было первое знамение воли Божией над островом, знамение благословения Божия на то, чтобы в этом святом месте воздвигнута была иноческая обитель.
В течение шести лет подвизались Герман и Савватий здесь, в этом диком и суровом крае. В течение шести лет только краткие выезды на материк совершал Герман для того, чтобы пополнить запасы продовольствия. И когда в очередной раз отъехал он на материк, преподобный Савватий оставшись один, почувствовал приближение кончины. Тогда еще не было храма здесь, не совершалась Божественная литургия, и подвижник возжелал всей душей, хотя бы пред отшествием своим в иной мир, вкусить небесного брашна – причаститься Святых Христовых Таин. И вот, положившись на волю Божию, в суровую погоду пустился он через море и достиг селения Соро́ки на побережье Поморья, где по милости Божией оказался путешествовавший некий игумен Нафана́ ил, который и преподал Святые Тайны готовящемуся к отшествию в вечность преподобному Савватию. И возлетела душа его ко Господу. Тело же его, многотрудное и претерпевшее многие подвиги, погребено было в этом селении.
Вновь остался преподобный Герман в одиночестве. Но Господь ненадолго оставил подвижника пребывать одному, ибо встретился ему монах Зосима. Сей молодой инок промыслом Божиим не соединился в земной жизни с преподобным Савватием, но явился духом продолжателем его подвигов. И вновь орошается земля Соловецкая слезами молитв монашеских.
Чудное видение явилось будущему первому Соловецкому игумену Зосиме: видение на воздусях прекрасной церкви, возвестившее ему о том, что со временем благолепная обитель освятит эти места. Постепенно стали стекаться к ним ревнители благочестия, ставились малые деревянные келии. И возникла необходимость строительства храма, ибо не могли подвижники пребывать без духовного утешения – причащения Святых Христовых Таин. И была воздвигнута малая деревянная церковка во имя Преображения Господня и святителя Николая. И поспешил один из братьев обители к владыке Новгородскому, дабы испросить антиминс в новую утвержденную Спасо-Преображенскую обитель. Владыка благословил антиминс и прислал игумена в обитель из числа священноиноков новгородских. Но показалось суровым новгородскому игумену житие на Соловках. Пожив здесь некоторое время, возвратился он восвояси. Так же поступил и другой присланный из Новгородчины игумен.
И тогда задумались братья: как же быть им? Не могут терпеть трудного жития пришлые иноки. И решили они просить владыку, дабы благословил он на игуменство основателя обители преподобного Зосимы. Но, зная смирение преподобного, попросили епископа, дабы он сам призвал Зосиму для поставления. И выехал старец, и произведен был в игумены, и начал окормлять братию словом Божиим, любовью и своим примером.
Первая же Литургия, которую совершал преподобный Зосима в обители, была ознаменована чудом. Были здесь на острове в это время купцы, которым преподобный и благословил просфору после Литургии. Но, проявив некое нерадение, потеряли эту святыню купцы. А пёс, бегавший на острове, подбежал к просфоре, желая ее угрызть. Но Господь не дал святыни на попрание: огненный столб поднялся от святой просфоры и не дал животному ее схватить. Многие видели это чудо.
Таковым было начало истории нашей обители, возлюбленные отцы, братья и сестры. И сколько дивных событий, чудес случалось здесь, в этой славной обители в течение более пяти веков ее бытия! Сколько дивных подвижников здесь возносило молитвы к Богу! Сколько светильников воспитала эта обитель! Святейший Патриарх Никон принимал монашеский постриг в Свято-Троицком скиту на острове Анзере. Святитель Филипп, будущий митрополит Московский, твердый стоятель за веру, обличитель власти светской в ее жестокостях, 18 лет был игуменом этого дивного монастыря. Сколько трудов положил он для того, чтобы украсить его благолепными храмами, для того, чтобы преобразить всю природу Соловецкую, для того, чтобы свет Преображения осенял души подвизавшихся здесь иноков, и прославлял обитель!
Много и скорбей довелось пережить нашему монастырю. Ибо 1920-е годы стали для него временем огненного испытания. Здесь, в этом храме, где мы с вами находимся, томилось много узников. В три этажа размещались нары для тех, кто был согнан сюда немилосердными правителями, жестокими гонителями веры православной. Много святителей православных, пастырей, благочестивых мирян нашли здесь свою Голгофу. И святые их души, очистившись страданиями, мучениями и скорбями, здесь вознеслись в обители Отца Небеснаго.
Но молитвенные слезы и подвиги, и предстательство тех, кто некогда основал этот дивный монастырь, победили, возлюбленные братия и сестры! И мы сегодня являемся с вами свидетелями этой великой победы.
(Составлено по источнику: http://solovkimonastyr.ru/abba-page/sermons/334/)