О жено, велия вера твоя! буди тебе якоже хощеши (Мф. XV, 28), – вы слышали, возлюбленные о Господе братие и сестры, эти слова высокой похвалы, обращенные Господом Иисусом Христом в ныне чтенном Евангелии к жене-хананеянке, молившей Его об исцелении ее дочери.
Cколь назидательно для нас это замечательное евангельское повествование!
Оно учит нас, какой должна быть молитва – какими чувствами должна она сопровождаться и какими качествами обладать, дабы быть услышанной Богом. Оно убеждает нас также в непреложной истине слов Христовых: Просите и дастся вам, ищите и обрящете, толцыте и отверзется вам: всяк бо просяй приемлет, и ищяй обретает, и толкущему отверзется (Мф. VII, 7–8).
В самом деле. Как часто встречаются ныне, даже среди верующих, люди, которые иногда ропщут на Бога: «Вот я молюсь, молюсь, а не слышит меня Господь, не исполняет моей просьбы: стоит ли тогда и молиться!» Нынешнее евангельское чтение заграждает уста этим неразумным ропотливцам, наглядно показывая, какой должна быть истинная молитва.
Желая, как человек, отдохнуть немного от постоянно окружавшей Его толпы, а, может быть, и от преследовавших Его по пятам книжников и фарисеев, Господь Иисус Христос отошел однажды в пределы языческой страны Тира и Сидона. Там увидала Его жена-хананеянка, язычница, видимо слышавшая о Нем как о великом чудо твор це и уверовавшая в Него всем сердцем как в Посланника Божия – Мессию, и стала громко кричать, моля Его об исцелении ее беснующейся дочери: Помилуй мя, Господи, Сыне Давидов, дщи моя зле беснуется (Мф. XV, 22). Но Он, испытывая ее веру, ничего не отвечал ей, так что даже ученики Его, пожалев ее, стали просить Его: Отпусти ю, яко вопиет в след нас. Как бы применяясь к иудейским понятиям Своих учеников, Господь отвечал им: Несмь послан, токмо ко овцам погибшым дому Израилева. Но хананеянка не впала в отчаяние от этих слов, а с еще большей неотступностью продолжала молить Господа о помощи. Она, по-видимому, забежала даже вперед и, преградив Господу дорогу, просила Его: Господи, помози ми. И тогда столь человеколюбивый обычно и безконечно милосердный к страждущим людям Господь произнес страшные слова, которые для каждого могли бы показаться жестокими и вместе с тем крайне оскорбительными: Несть добро отъяти хлеба чадом и поврещи псом. С псом сравнил Господь хананеянку, но смирение ее было столь велико, что она не только не оскорбилась, но даже как бы нашла в этих словах для себя еще большее основание умолять об исполнении своей просьбы: Ей, Господи, ибо и пси ядят от крупиц, падающих от трапезы господей своих.
Испытание ее веры и смирения было кончено. О, жено, велия вера твоя! – воскликнул Господь. – Буди тебе, якоже хощеши. И исцеле дщи ея от того часа. Просьба ее была исполнена.
Итак, вот что необходимо, дабы молитва наша была услышана: горячая пламенная вера, ничем не сокрушимое смирение и неотступность, не останавливающаяся ни перед какими препятствиями.
О необходимости веры как первого и главного условия для получения просимого неоднократно говорил Господь: Веруйте, яко приемлете, и будет вам (Мк. XI, 24).
Второе условие – искреннее смирение, сознание своего глубокого недостоинства, безправия на услышание, если бы не милосердие Божие. Христианское смирение не есть, однако, какое-то слабодушие, мягкотелость, признак слабости, как это думают обыкновенно мирские люди, далекие от духа истинного христианства. Подлинное христианское смирение это не слабость, а сила, великая сила, но сила не человеческая, а сила Божия, ибо истинное смирение привлекает к человеку всесильную благодать Божию, для которой нет ничего невозможного.
И, наконец, третье условие – это неотступность в молитве. Мы никогда не должны падать духом и унывать, если нам кажется, что Господь нас не слышит. В своей замечательной притче о судии неправедном Господь Сам учит такой неотступности в молитве. Судия неправедный долго не хотел исполнить просьбы одной вдовы. Но так как она неотступно умоляла его об этом, то он, только чтобы отделаться от нее, наконец удовлетворил ее желание. Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь? – так закончил Господь эту притчу. – Хотя и медлит защищать их. Христианин вообще никогда не должен унывать и падать духом, ни при каких обстоятельствах, твердо надеясь на милосердие Божие. Он должен быть неотступен, как в молитве, так и во всяком добром деле, предпринимаемом ради Бога и во Имя Божие, зная, что помощь Божия непременно придет, лишь бы он молил Бога о ней с горячей верой и искренним христианским смирением.
(Источник: Архиепископ Аверкий (Таушев). Современность в свете Слова Божия. М., 2012. С. 117–120.)