Слово на память Преподобного Отца нашего Зосимы, игумена Соловецкого Чудотворца. Из «Сборника поучений на местные праздники Соловецкого ставропигиального первоклассного монастыря». (Издание Соловецкого монастыря, 1912 г.)

Слово 3-е на память Преподобного Отца нашего Зосимы, игумена Соловецкого Чудотворца (17 апреля ст.стиль)

В сегодняшний день мы, возлюбленные во Христе отцы и братия, сошедшеся любовию, творим память преподобного и богоносного отца нашего Зосимы. У нас сегодня велие торжество, многолюдное собрание, для прославления почившего игумена, начальника общежительного жития иноческого в сей святой обители, скончавшегося 17 апреля 1478 года.

В селе Толвуе, на берегу Онежскаго озера, жила в конце XIV и в начале ХV вв. благочестивая чета: Гавриил и Варвара. Господь Бог благословил их рождением сына, который в святом крещении был назван Зосимою. Сами люди небогатые, Гавриил и Варвара, позаботились о том, чтобы своего сына с ранних лет приучить к благочестию и научить церковной грамоте. Благодаря такой родительской заботливости отрок Зосима рос тихим и кротким и полюбил чтение св. Писания и душeспасительных книг. Когда он достиг совершеннолетия, то родители хотели его женить. Но Зосима, горя желанием служить одному Господу Богу, не захотел связывать себя с миром никакими связями; a потому оставил родительский дом, облекся в иноческое одеяние, удалился в пустынное место, не далеко от родного села и родительского дома и стал жить отшельником, проводя время в посте, молитве и богомыслии. В то время было обычным такое явление, что давшие монашеские обеты оставались жить среди мирян. Зосима, видя, как много возникает соблазнов для монахов, проводивших жизнь среди мирян, и то, как часто жизнь среди мирян отвлекает ум подвижника от богомыслия, воспылал желанием видеть иноков собранными в общежитии и вдали от людей. Ревнуя о спасении своей души и недовольствуясь наставлениями книг о пути спасения, он искал опытного наставника, чтобы тот самым делом, живым примером своей подвижнической жизни показал ему путь ко спасению. Ради сих вин он решился совершенно порвать связи с миром, уйти как можно дальше от родных и знакомых, чтобы получить возможность проводить жизнь в совершенном уединении и безмолвии. Благий Промысл Божий не оставлял его, указал ему путь жизни и мудро все устроил к его спасению. В это время умерли родители Зосимы и для него стало легче и свободнее оставить совершенно родное место и родительский дом. Раздав свое небогатое родительское наследство бедным, Зосима отправился на берега Белого моря, с намерением найти себе в этой местности удобное убежище для безмолвия. На устье реки Сумы он встретился с преп. Германом, который жил раньше с преп. Савватием на Соловецком острове. Герман рассказал Зосиме о жизни преп. Савватия и о том, что пустынный остров Соловецкий весьма удобен для безмолвной иноческой жизни. Зосима весьма возрадовался, услышав, что на Соловецком острове можно удобно поселиться и проводить жизнь в подвигах уединения, молитвы и поста и он стал просить преп. Германа проводить его на Соловки, на что и получил согласие. В 1436 г. летом Зосима и Герман отправились в лодке по Белому морю и благополучно переплыли его и прибыли на Соловецкий остров; пристали к острову близ пресноводного озера. Здесь они поставили шалаш из древесных ветвей и провели целую ночь в молитве. Здесь первое время не мало ходили они по острову, ища удобного места для построения обители, и были весьма обрадованы, когда Господь Бог чудесно указал это место. Раз, после ночной молитвы, утром Зосима вышел из шалаша и увидел необыкновенный свет, осиявающий всю окрестность, и на востоке, на воздухе прекрасную великую церковь. Еще незнакомый с видениями Зосима в страхе и недоумении поспешил к Герману в шалаш. „Что случилось с тобою, брат мой? He увидел ли ты что-либо необыкновенное?»- спрашивал Герман, увидя бледное и изменившееся лицо Зосимы. Зосима рассказал ему все, что видел. Тогда Герман припомнил и рассказал, как еще при преп. Савватии однажды чудесно были прогнаны миряне с этого места, и тогда же было указано, что остров назначен для пребывания иноков. „Думаю, возлюбленный во Христе брат, — сказал Герман Зосиме, — хочет Бог чрез тебя собрать здесь множество иноков». После этого оба пустынника, помолившись Богу, начали рубить лес для построек. Днем они трудились телесно, a ночь проводили в молитве. Так трудясь, они поставили ограду и кельи. Но им нужно было еще долго ждать и понести немало трудов и лишений, прежде нежели устроилась там обитель и населилась. В конце лета преп. Герман отправился на приморский берег, чтобы запастись хлебом на зиму. Осенью он думал было возвратиться, но сильные бури того года и зимний холод, преградивший путь льдами, принудили преп. Германа провести зиму на материк. Зосима, поэтому, остался на зиму совершенно один на острове, среди зимних бурь и непогод, без запаса пищи. Злые духи постоянно искушали его, силясь принудить его оставить избранное место. Только одному Богу, ведущему сокровенные тайны, точно известны труды и подвиги, понесшие преп. Зосимою в эту зиму. Его укрепляла непоколебимая надежда на Бога, к Которому он был привержен „от ложесн, от чрева матере своея» (Пс. XXI, 11).

Поскорбел Зосима сначала о Германе и своем одиночестве, но потом возложил печаль свою на Господа и усилил подвиг молитвы. Тяжела была его борьба с лишениями тела, но еще тяжелее с духами злобы. To тяжелое уныние они внушали ему, то тревожили его странными призраками. В образе множества зверей и чудовищ они яростно бросались на него, готовые как бы растерзать и пожрать его. Но ограждаясь крестным знамением, Зосима говорил им: „Немощная сила вражия! Если дана вам от Бога на меня власть, то делайте, что хотите; если же нет, то напрасно трудитесь». И призраки исчезали как дым, как прах от ветра, гонимые молитвой и крестным знамением преподобного. Такова, братия, сила молитвы и крестного знамения на бесов. Отсюда научаемся и мы как можно чаще обращаться к этим духовным оружиям против диавола и с успехом для брани употреблять их.

«Огради мя, Господи, силою Твоею честнаго и животворящего креста и спаси мя, грешного». Вот краткая молитва, которую произноси, ограждая себя крестным знамением против вражеских искушений.

Для преп. Зосимы настало новое искушение: истощился скудный запас хлеба и грозила голодная cмерть. Но твердая надежда его на Бога оправдала его. Господь дивно спас его от угрожавшей ему голодной смерти. Какие-то два незнакомца принесли ему полную корзину муки, масла и хлеба и подали ему со словами: возьми это, отец, и положи у себя, если будешь иметь нужду, употребляй в пищу; а мы, когда Господь повелит, придем к тебе». От изумления ли своего, или от поспешности ушедших незнакомцев Зосима не спросил, кто они и как попали на остров. Он ожидал их, думая, что они опять придут, но ожидания были напрасны: неизвестные скрылись и больше не приходили. То были ангелы, как видно из многих житий святых, не раз так помогавшие избранникам Божиим. Зосима, пождав возвращения их не малое время, понял, что это была ему небесная помощь и возблагодарил Господа. Ясно, что Промысл Божий хранит Своего избранника. Здесь мы видим ясное, наглядное, жизненным опытом оправданное доказательство истинности наставления Спасителя: не заботьтесь о том, что вам есть, что пить, чем одеться; ищите прежде царствия Божия и правды его, а сия вся приложатся вам; ибо Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду в этом, прежде чем вы обратитесь к Нему с просьбою. Пусть услышат cиe все ненавидящие Господа и смеющиеся над Его словами и посрамятся зело. Велий Господь наш и велия крепость Его, и разума и могущества Его несть числа.

По окончании зимы Герман приплыл с рыбаком Марком, пожелавшим разделить с преподобными уединение, a также привез достаточное количество пищи и сетей для рыбной ловли. Вскоре Марк принял монашеское пострижение и был первым учеником преподобных. Примеру его последовали многие прибрежные жители, которые, приплывая на остров, строили себе кельи подле келий преподобных Зосимы и Германа, и снискивали пропитание трудами рук своих. Для своего содержания братия рубила дрова, ловила рыбу, добывала из моря соль и меняла ее на хлеб y сторонних людей, которые стали посещать остров, и копала под огород гряды. Преп. Зосима, видя умножение учеников, построил небольшую деревянную церковь в честь Преображения Господня на том месте, где было ему пророчественное видение храма в воздухе; к церкви пристроил небольшую трапезу и открыл общежитие. По устроении храма и монастыря преп. Зосима послал одного инока в Новгород, к архиепископу Ионе, с просьбою о выдаче антиминса, об освящении храма и назначении игумена. Святитель Иона выдал антиминс и послал его с иеромонахом Павлом, назначив его игуменом для обители. Таким образом основалась наша Соловецкая обитель, доныне сохраняемая милостию Божиею, несмотря на все пережитые ею испытания. Игумен Павел освятил церковь Преображения Господня и, поживя немного, скоро возвратился в Новгород, не вынося трудностей пустынной жизни. После его были присланы из Новгорода еще два игумена Феодосий и Иона, но они еще менее жили в обители и также возвратились в Новгород. Тогда братия после общего совещания решили просить архиепископа о назначении им игумена из среды Соловецкой же братии. Зосима предложил избрать в игумены своего брата Игнатия, но выбор братии пал на него самого. Смиренный подвижник по глубокому смирению своему и слышать об этом не хотел. Братия, приводя в исполнение свое pешение, тайно отправила к Новгородскому архиепископу посла с просьбою, чтобы он призвал отца их Зосиму и рукоположил его в священство и игуменство, хотя бы и не без сопротивления со стороны смиренного старца. Владыка Новгородский, вызвав к себе преп. Зосиму, убедил его принять игуменство и священство и вскоре же посвятил. В Новrороде многие уже слышали о святой жизни Соловецкого подвижника и желали принять от него благословение в своих домах. Приглашая его к себе, они жертвовали для обители церковную утварь и облачения, хлеб и деньги; а некоторые обещали и впредь помогать обители в ее нуждах. Много было нужд  у обители, но тяжело было отшельнику безмолвной пустыни долго пребывать в молитве и попечениях града, а потому он поспешил в свою пустыню, поручив хлопотать о нуждах обители своему бывшему игумену Ионе. С честию отпустили его из Новгорода архипастырь и граждане, с честью и радостью приняла любимого и уважаемого настоятеля Соловецкая братия. Особенное почтение стали питать к нему иноки, когда увидели знамение благодати Божией на нем при первой службе его в храме. Когдa он служил первую литургию, лицо его светилось, как лицо ангела, и храм наполнился благовонием. Пocле  литургии Зосима благословил просфорою некоторых купцов, которые, выйдя из церкви, по неосторожности обронили ее. Проходя мимо того места, инок Макарий заметил пса, который старался схватить что-то, но не мог по причине поднимавшегося пламени. Приблизившись Макарий увидел, что то была просфора, потерянная купцами. Подняв ее, инок отнес ее к игумену и рассказал о том, что видел. И все дивились.

Преп. Зосима ревностно занялся устройством иноческого жития, он открыл общежитие и для него установил правила, чтобы все иноки исполняли их неизменно. Устав иноческой жизни, какой ввел в своей обители преп. 3осима, был устав самого строгого общежития, как заповедали великие отцы, законоположники общежития: общая молитва, общая трапеза, труд каждого для всех и ничего для себя одного,—таков был устав, который дал преп. Зосима Соловецкой обители. Он заповедал хранить его и на будущие времена. Братия умножилась. Co всех сторон приходили желавшие жить с преподобным и пользоваться его наставлениями. Преп. Зосима всех принимал с любовью. С умножением братии прежняя деревянная церковь оказалась тесною, трапеза мала и стал ощущаться недостаток келий. Тогда построили новый, обширный храм в честь Преображения Господня с приделом св. Николая, потом братскую трапезу и при ней храм в честь Успения Богоматери, затем келии и службы. Все строения были деревянные. В благословение увеличивающейся обители своей преп. Зосима решился перенести мощи преп. Савватия, скончавшегося на реке Выге и погребенного при тамошней часовне. В этом намерении преподобный окончательно утвердился посланием иноков Кирилло-Белозерского монастыря. Приготовив корабль, Соловецкие иноки отправились с попутным ветром на Сумский берег. Достигнув реки Выги и откопав гроб преп. Савватия, они нашли нетленными мощи, невредимою и самую одежду, — в воздухе разлилось необычайное благоухание. С пением священных песнопений иноки перенесли св. раку на карбас и с попутным ветром благополучно достигли своей обители. Св. мощи преп. Савватия положили в раку и предали земле в особой усыпальнице. Недужные, с верою притекавшие к гробнице святого, исцелялись его молитвами. A преп. Зосима целые ночи проводил около гробницы преп. Савватия в молитвенных коленопреклонениях.

С расширением обители и с увеличением братии умножались и пожертвования на нее, которые обезпечивали ее содержание. Ей дарили земли и имения. А Новгород Великий дал грамоту вечно владеть Соловецким островом со всеми его угодьями, заливами, озерами и ближними островами. Но нашлись завистливые люди, которые много безпокоили иноков, намереваясь отнять y них средства к жизни — владения, так что преп. Зосима вынужден был искать защиты и ехать в Новгород, откуда он возвратился с успехом. Будучи маститым старцем и предчувствуя свою кончину, он еще при жизни приготовил для себя гроб и вырыл могилу, дабы вид ее всегда напоминал ему о смерти и суде Божием. Когда постигла его болезнь, он, призвав братию, говорил им: „Вот я отхожу из этой временной жизни и вас предаю всемилостивому Богу и пречистой Богородице; скажите, кого желаете иметь игуменом вместо меня?». Когда братия выразила свое желание иметь игуменом того, кого Господь укажет чрез преп. Зосиму, тогда он назначил себе преемником Арсения и дал ему следующее завещание относительно управления монастырем: „Вот я поставляю тебя строителем и управителем св. обители этой и всей братии, собранной любовию к Богу. Берегись, чтобы не утратилось что-либо из монастырских законоположений, как то: относительно соборной церковной службы, ястия и пития в трапезе и других монастырских обычаев, установленных мною; пусть все это будет целым и нерушимым. Господь да направит стопы ваши к деланию заповедей Своих, молитвами Пречистой Госпожи Владычицы нашей Девы Богородицы и всех святых, a также и угодника Своего преп. Савватия. Господь наш Иисус Христос да защитит вас от всех вражеских наветов и утвердит в божественной любви. И хотя я отлучаюсь от вас телом, отдавая долг природе, но духом пребуду с вами неотступно. Вы узнаете, что я обрел благодать пред Богом, когда, по моем отшествии, обитель распространится, соберется множество братии, это место процветет духовно и в телесных потребностях не будет иметь скудости». Сказав все это братии, он целовал их в последний раз, всякого благословил с воздеянием рук, молился о монастыре, своей духовной пастве и о себе, наконец, перекрестился и произнес: „Мир вам!» После этого, подняв глаза кверху, проговорил: „Владыко человеколюбче, сподоби меня стать одесную Тебя, когда Ты придешь во славе судить живых и мертвых и воздать каждому по делам», после чего предал душу свою Господу, для Которого трудился в течение всей своей жизни. Это было 17-го апреля 1478 года. Иноки похоронили его за Преображенским собором, в гробе и могиле, им приготовленных; после устроили часовню над могилою, поставили иконы. С верою приходящие люди стали получать исцеления. 8 Августа 1566 года мощи его вместе с мощами преп. Савватия перенесены в придел в честь их, где и почивают доселе.

Такова жизнь, таков труд и подвиги преп. Зосимы. Такова его и блаженная кончина. Воодушевимся примером преп. отца нашего, братия, и обратимся к нему с следующими молитвенными словами: «Преп. отче Зосимо! Руководствуй нас ко Христу Богу, наставляя соблюдать заповеди Господни, носить крест свой и последовать нашему Владыке. Имея дерзновение ко Христу и Пречистой Богоматери, будь молитвенником и ходатаем о нас недостойных жительствующих в этой обители, которою ты начальствуешь; будь помощником и заступником пред Богом нашему братству, чтобы мы, по твоим молитвам, пребыли невредимыми от злых духов и людей, прославляя Святую Троицу — Отца и Сына и Св. Духа». Аминь.

Сборник поучений на местные праздники Соловецкого ставропигиального первоклассного монастыря. Издание Соловецкого монастыря. Сергиев Посад, 1912 г.С.50-58. 

(Источник PDF-версии: https://azbyka.ru )