Слово на праздник Казанской иконы Божией Матери. Архиепископ Серафим (Соболев)

335915_BIG_0_0Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим… уничижил Себя Самого, приняв образ раба… смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени…(Флп. II, 5–9)
Спасительно нам знать, мои дорогие,почему Святая Церковь во дни Богородичных праздников обращает наше внимание за Литургией на эти апостольские слова, в которых говорится о превознесении Богом Отцом Своего Божественного Сына ради Его неизреченного смирения. Потому что и Пречистую Божию Матерь Господь превознес и даровал Ей имя, т.е.такую великую славу, которой не дал никому из созданных Им разумных существ. Недаром Православная Церковь ублажает Ее как Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим. Но славу сию Божия Матерь получила за то, что в великом смирении Своем Она уподобилась Самому Спасителю. Эта  истина засвидетельствована Ею в словах, которые Пречистая Божия Матерь сказала праведной Елисавете: «Яко призре на смирение рабы Своея»(Лк. I, 48)
.
Спрашивается, какой же следует отсюда для нас, возлюбленные, спасительный вывод? Мы с вами также призваны к великой небесной славе Царства Христова, к его вечному райскому блаженству. Отче… хочу , чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне… прежде основания мира,– сказал Господь в Своей Первосвященнической молитве (Ин. XVII, 24). Но путь к этому нашему превознесению,к нашей будущей небесной славе, тот же самый, которым прошел Господь, которым шли Пречистая Его Матерь и все святые.Это путь узкий, скорбный и тернистый,путь смирения Христова.
Поэтому, если мы хотим идти по своему божественному предназначению, то должны осуществлять слова апостола Павла, сказавшего последуйте смиренным (Рим. XII, 16), т.е. мы должны подражать смиренным, должны иметь это смирение. В нем заключается основа и вся сущность христианства по учению преп. Макария Египетского. Оно есть наше возрождение, обновление и спасение.Только за него Господь дарует нам Свою спасительную благодать, ибо Ему угодно было возвестить через Свое Откровение: Господь гордым противится, смиренным же дает благодать (Иак. IV, 6; ср.: 1 Пет. V, 5, Притч. III, 34).
.
Впрочем, смирение необходимо нам не только для нашей будущей небесной славы. Оно потребно нам и во временной жизни для избавления нас от всех наших несчастий. Отсюда понятно, почему святые отцы Церкви свидетельствуют, что все бедствия посылает нам Господь, чтобы смирять нас и через смирение объединить нас с Собою, так как гордость удаляет нас от Бога и лишает нас не только будущего блаженства, но и временного счастья.
Вот к чему мы должны устремлять все свое внимание. И так как Пречистая Божия Матерь есть первая наша Заступница и Избавительница от всех наших бедствий, то ясно, что все наши молитвы к Ней для спасения нас от всех наших напастей и получения всех временных благ должны иметь за собою наше смирение. Она весьма  отвращается гордых и весьма любит смиренных, как об этом свидетельствует церковное предание, точнее – жизнь святых людей.
Будем и мы, возлюбленные о Христе братия и сестры, приобретать смирение Христово, и вместе с тем со смирением молиться Пречистой Божией Матери. И не только со смирением, но будем умолять Ее с любовью к Ней, памятуя, как Она тяжко страдала за нас, ради нашего спасения, когда стояла у Креста, на котором был распят Ее Божественный Сын. Не будем забывать, что Божия Матерь продолжает и ныне страдать за нас, когда мы тяжко согрешаем. Об этом свидетельствует видение святого Андрея Христа ради юродивого. Он видел, как Она обливалась слезами и молилась за верующих, осеняя их Своим материнским омофором.
Будем наконец молиться Пречистой Божией Матери с неотступностью, так как Она немолчно и неотступно умоляет за нас Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа.
Пусть как можно чаще в наших устах звучат слова молитвы к Ней нашей Православной Церкви: «Не умолчим никогда, Богородице, силы Твоя глаголати недостойнии… Не отступим, Владычице, от Тебе, Твоя бо рабы спасаеши присно от всяких лютых». Аминь.
(Из проповеди архиепископа Серафима (Соболева), произнесенной в русской церкви святителя Николая г . Софии 4 ноября 1945 года. По материалам сайта www.pravoslavie.ru)