Возсияет вам, боящимся имене Моего, солнце правды, и исцеление в крилех его (Мал. IV, 8).
День явления Казанской иконы Божией Матери, как известно, празднуется в июле месяце. Нынешний же праздник в честь сей иконы установлен по особенному случаю.
Во времена самозванцев и несколько после, Россия страдала от внутренних безпорядков и раздоров. Враги отечества, пользуясь смутами, хотели подчинить его Польше. Уже в Москве своевольно распоряжались иноземцы. Но любовь к отечеству возбудила верных сынов его ополчиться за него. Дружины разных городов соединились под предводительством князя Пожарского. Этот вождь всегда имел при себе икону Божией Матери Казанскую. Веруя в Ее помощь, он победил врагов, и в самый нынешний день очистил царствующий град Москву от нашествия иноземцев и крамольников. Все сие было два с половиною века назад.
Не своею силою и искусством защитники отечества получили тогда успех: воинство было малое и вооружение малонадежное. Но предки наши были богобоязненны, и упованием на помощь Божию сильны. Движимые все одним чувством благочестия, они прежде всяких приготовлений к брани, наложили на себя пост и обратились с молитвою к Господу и к Пречистой Его Матери. И совершилось с ними то, что чрез пророка предрек некогда Господь народу Своему, скорбевшему в бедствиях, но веры и надежды не оставлявшему и в покаянии о помощи свыше воздыхавшему: возсияет вам, боящимся имене Моего, солнце правды, и поперете беззаконники, и будут пепел под ногами вашими. В воспоминание и веры наших предков, и чудной помощи свыше, какой сподобились они, в одном песнопении нынешнего праздника возвещается: «Источает неоскудныя милости Пречистая Богородица, предваряет на помощь, и избавляет от всяких бед и зол, благонравные и богобоящиеся рабы своя».
Люди поставляют в честь и гордость принадлежать к такому обществу, которое свою деятельность выражает в каких-либо трудах, примечательных и полезных в жизни гражданской. Не более ли нам чести принадлежать нашему отечеству, которое потому именуется «православным», что хранит в себе неприкосновенно веру и благочестие предков и много над собою видело знамений милости небесной? Кто хотя мало знаком с летописями отечества нашего, тот знает, как многократно чудесным образом оно избавлялось от врагов. Это нас обязывает служить отечеству, на каком бы поприще и месте каждый из нас ни был поставлен. А если б иному и никакая должность не досталась, может служить обществу и его пользам своими пожертвованиями, или иным содействием и, наконец, тем, что всякому доступно, – своим благонравием. Судьба народа Божия нам показывает, как от доброй жизни семейств, от благонравия частных лиц зависит благоденствие целой страны. Иудеи, доколе были верны Богу и Его закону, благоденствовали; а после того, как оставили Бога и не уверовали в Единородного Сына Его, – рассеяны по всему свету.
Иные, нерадя о чистоте совести, и между тем впадая в несчастия, притекают к Богородице, молятся пред ее святою иконою; но, не видя избавления от зол, приходят к недоумению, готовы усомниться в чудодейственной силе святыни. Таким людям надлежит подумать: какая земная мать может быть приветлива и внимательна к лицам, которые оскорбляют ее сына? – будет ли и небесная Матерь наша милостива к жестокосердым и порочным, которые дурною своею жизнию попирают закон Божественного Сына Ее? Надобно различать веру и неверие, порочность и слабость, безпечность и покаяние. Отвергает Матерь Божия неверующих, гордых и развратных; приемлет притекающих к Ней «умиленною душою и сокрушенным сердцем», и заботящихся об исправлении жизни своей.
Будем готовы на молитву; потщимся на покаяние. Сохраним добрые нравы, – и можем надеяться, что, как крыльями, Матерь Божия будет покрывать нас благодатию святых икон Своих. Аминь.
(Составлено по изданию: Слова и речи Сергия, архиепископа Херсонского и Одесского. Том I. Одесса, 1893. С. 392–394.)