Слово на Преображение Господне. Из духовного наследия святителя Иоанна (Максимовича)

При творении мира Бог рек: Со­творим человека по образу На­шему, по подобию Нашему (Быт. I, 26). Образ Божий в человеке проявля­ется в его умственных способностях, в его власти над природой, в его мощи, в его способности творить. Подобие Бо­жие в нем заключается в его нрав­ственных совершенствах, в духовных стремлениях, в возможности достиг­нуть святости. Образ и подобие Божии, по которым были сотворены наши пра­родители, полностью отражались в них до грехопадения. Грех же нарушил одно и другое, хотя не совершенно ли­шив их человека.

Остался в человеке ум и все прочее, что являлось образом Божиим, но для развития их надо употребить большие усилия, которыми лишь в малой степе­ни достигается то, что вначале получи­ли прародители полностью. Осталось в человеке в некоторой степени стрем­ление быть подобием Божиим, хоть иногда до неузнаваемости он падает.

Чтобы вновь вернуть человеку его первобытную близость к Богу, сошел на землю и воплотился Сын Божий. Он воспринял на Себя всю человеческую природу, стал по всему подобен чело­веку, кроме греха. Пришел Он воссоз­дать по образу Божию созданную нашу красоту. Но если вначале Бог сотворил по образу и подобию Своему человека, до того еще не существовавшего, и че­ловек в своем творении не принимал никакого участия, то для воссоздания первого образа нужно участие и само­го человека. Человек должен стре­миться к совершенству, чтобы благо­датью и помощью Божией достичь его. Господь указал Своим учением путь к совершенству, Своим примером пока­зал его. Это – путь нравственного со­вершенствования, самоотвержения, готовности совлечь с себя все грехов­ное. Грех глубоко вошел в человече­скую природу, как бы слился с нею. Каждый человек рождается с зачатком греха, и освобождение от него являет­ся как бы борьбой с самим собой. По­сему эта борьба мучительна, но она необходима для приближения к Богу. Аще кто хощет по Мне ити, да отвер­жется себе и возмет крест свой, и по Мне грядет, – сказал Христос (Мф XVI, 24). Крест, который нужно взять, и есть эта борьба со своими слабостями, по­роками и грехом. Постепенно осво­бождаясь от них, человек приближает­ся к Богу, по образу Которого он был создан. Нет у самого человека доста­точно сил для того, но помогает ему благодать Божия, подаваемая Богом через созданную воплотившимся Сы­ном Божиим Церковь. Для того Он во­плотился, чтобы Свой падший снова восставить образ. На Фаворе Христос показал красоту и славу Своего Боже­ства, чтобы знали апостолы, а через них вся вселенная, подобием Кого яв­ляется человек и к чему приближается он, возвышаясь духовно. По мере очи­щения человека от греха и приближе­ния к Богу все более отображается в нем слава Божия. Потому и называют­ся святые преподобными. Как зеркало, отображается слава Божия в их душе, наполняя ее сиянием. Когда кончается земной подвиг, окончательно запечат­левается та степень подобия, кто какую достиг. При наступлении вечного Цар­ства воскреснут все люди, души соеди­нятся со своими телами, и тогда пра­ведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их (Мф XIII, 43), как ска­зал Сам Христос Своими устами.

(Источник: Сборник проповедей, поуче­ний, посланий, наставлений и указов. Со­ставлен протоиереем Петром Перекресто­вым к прославлению святителя Иоанна. Сан Франциско, 1994. С. 70–72.)