Праведный Симеон, взяв в свои руки Божественного Младенца, как бы подводит итог всей прожитой жизни. И как он благодарит Бога за эту жизнь, как он благословляет Того, Кто эту жизнь ему дал и Кто дал ему счастье так эту жизнь закончить! С радостью и миром уходит он из этой земной жизни.
И прежде чем Господь сам подведет итог земной жизни каждого из нас, мы должны много раз на пути своей жизни оборачиваться назад, на прожитую жизнь, и всегда видеть перед собой ее итоги. И лишь мы обернемся назад и посмотрим на то, что прожито каждым из нас, – а многие из нас уже близятся к пределу своей земной жизни,- сколько мы увидим своих ошибок, падений, сколько мы найдем в своем прошлом грехов, не только неоплаканных и неискупленных, но и даже неосознанных и забытых! Не увидим мы и «плодов, достойных покаяния», какие должны были бы мы принести во искупление своих грехов. Наше огромное несчастье в том, что мы не сознаем, не ощущаем бега жизни, в том, что мы не исполняем мудрого и священного апостольского завета «дорожить временем, потому что дни лукавы» (Еф. V, 16). «Дни лукавы» потому, что они подобны быстротекущим водам; как река несет эти воды в моря и океаны и как океан никогда не возвращает их к их истокам, так дни и годы нашей жизни, уплывая в океан вечности, никогда не возвращаются человеку. То, что прожито, не вернется никогда. Наверное, немало среди нас есть таких людей, которым бы страстно, пламенно хотелось начать жизнь снова, чтобы не повторять совершенных ошибок, чтобы не давать места в своем сердце тем порокам и страстям, с которыми мы свыкаемся, чтобы жить подругому. Но жизнь дается каждому из нас только один раз, и каждый ее год, и каждый ее день, и каждый час должны быть безценно дороги нам.
Праведный Симеон дорожил своей жизнью, не потерял ее для вечности, но приобрел ею радость вечной встречи со Христом. О, как мало мы сознаем, какой безценный дар – жизнь, какое счастье жить! Вдыхать в себя воздух, ощущать в груди биение сердца, носить в себе ум, который вбирает знания, иметь сердце, способное любить, иметь глаза, которые видят, уши, которые слышат, ноги, которые водят нас туда, куда мы хотим, – уже одно это составляет огромное счастье.
Но это счастье ощущения жизни возвышается до безмерной высоты, когда мы узнаём, что нет смерти для нашего духа, никогда не прервется нить его жизни, никогда не умрут ни наши мысли, ни наши чувства, ни наши желания. Об этом говорит нам наша вера, эта наша опора в жизни, тот свет, который ведет нас за собой, освещая прямой путь к высотам Царства Небесного, то счастье, за которое умирали мученики первых веков христианства и во имя которого святые шли на любые подвиги.
Наша жизнь – безценное счастье и безценный дар Божий, потому что мы дети Небесного Отца, потому что мы созданы по образу и подобию Божию, потому что мы от дня рождения до последнего вздоха окружены заботами Божественного Промысла и любовью Небесного Отца. Наша жизнь – безценное благо, потому что мы – наследники вечных радостей в Царстве Небесном. Право на это священное наследство приобретено для каждого из нас кровью Господа Иисуса Христа. По любви Своей к нам Он совершил земной подвиг служения Своего людям и закончил этот подвиг Голгофской искупительной жертвой. Мы «куплены дорогою ценою» (1 Кор. V, 20) ценою крови Богочеловека. Наша жизнь – это источник величайшей радости и потому, что мы – дети той Церкви Христовой, которая создана ее Основателем для того, чтобы сопровождать своими заботами нас на всем нашем земном пути.
Мы – дети той Небесной Матери, Которой мы вручены для руководства и для покрова; мы – братья тех святых Божиих людей, которых Господь сделал нашими молитвенниками и помощниками на пути к вечной жизни.
Окруженные такими заботами Небесного Отца, как мы можем не считать себя счастливыми? И как мы должны дорожить нашей жизнью, как даром любви нашего Небесного Отца! И она только однажды дается каждому из нас! Она дана для того, чтобы быть ступенью к жизни вечной, для того, чтобы, начав здесь свое общение с Богом, мы сделали это общение вечным в жизни за гробом. К неизбежной кончине нашего земного пути приближается каждый из нас. Об этом должны помнить всегда не только мы – люди, не далекие от жизненного конца, но и люди, только что вступающие на поприще земного пути, потому что никто из нас не знает времени жизненного предела. К смерти надо готовиться! И чем раньше мы начнем это, тем с большим миром и душевным покоем мы будем думать о смерти и тем с большей радостью ожидать нашей жизни со Христом в безконечных веках.
Во время нашей земной жизни Господь нам дает предощущать счастье жизни вечной во все те лучшие минуты в жизни христианина, когда он встречается со Христом в своем сердце. И чем больше мы сроднимся с Господом пока мы живем на земле, тем неразрывнее будет наше общение с Ним там, у Него, в Его Царстве.
Да не будет же безплодной наша жизнь для вечности! Да не будут безполезны для спасения нашей души ни один день, ни один час нашей короткой земной жизни. Не забудем, что те несколько десятков лет, которые составляют нашу земную жизнь, по сравнению с вечностью это то же, что капля в безбрежном океане. А в эту короткую жизнь можно и погубить свою душу для вечности, и спасти ее!
Я горячо желаю, чтобы для каждого из вас земная жизнь была началом вечного счастья.
(Журнал Московской Патриархии, № 4 за 1947 г.)