Чему учит нас праздник Сретения Господня? – Прежде всего той истине, что Бог верен во всех словах и обещаниях Своих (Пс. CXLIV, 13). Он обещал еще Адаму и Еве, падшим в раю прародителям нашим, что Он пошлет на землю Спасителя – им и всему роду человеческому, – именно благословенное Семя Жены, которое сотрет главу змия человекоубийцы, что и исполнилось, исполняется ежедневно и будет исполняться до самого скончания мира, доколе будут рождаться и жить на земле люди верные и верующие в Бога и Христа Его, ибо чрез них Он, Христос, попирает и стирает главу змия. Таковы были патриархи, праотцы, пророки, апостолы, святители, мученики, преподобные и праведные и все святые, – таковые есть и ныне между правоверными, побеждающие древнего змия, обольщающего всю вселенную (Откр. XII, 9). Во-вторых, праздник Сретения научает нас тому, что Господь Сам идет навстречу только к делающим правду, или алчущим и жаждущим правды, – как старец Симеон, – потому что Он пришел на землю для того, чтобы исполнить всякую правду (Мф. III, 15) Божию и нас научить творить правду и избавить нас от всякой неправды, от всякого беззакония и даровать нам покаяние с плодами спасительными.
Господь подался и почил на руках праведного Симеона, а на руки грешного человека Он не подался бы и не возмог бы на них носиться; ибо какое общение правды с беззаконием, света со тьмою, – Христа с велиаром (2 Кор. VI, 15)? Так и ныне Христос не может обитать в сердце и в теле, повинном греху и страстям, и если хотим иметь в сердцах своих Христа, мы должны покаяться и возненавидеть грех, возлюбив правду и добродетель.
Торжественных сретений или встреч Христа Бога, кроме Симеоновой, было еще несколько, при жизни Христа на земле. Так Его встретили волхвы, восточные мудрецы с дарами – златом, ливаном и смирною; встретил и провозвестил Его громогласно при Иордане реке Иоанн Предтеча, крестивший безгрешного Владыку твари, освятившего для нас крещением Своим воды, – Его встретил торжественно при входе в Иерусалим с ваиями и ветвями древесными народ Еврейский, при пении: благословен грядый во имя Господне (Мф. XXI, 9). Встретил Сам Христос Бог святых жен мироносиц по Своем воскресении из мертвых: и се Иисус, срете их, глаголя: радуйтеся (Мф. XXVIII, 9); встретил на пути двух учеников, шедших в Еммаус и шел с ними до селения. Встречаем Его ежедневно во время Литургии и мы, когда в конце ее появляются в открытых царских дверях Святые Таины Тела и Крови Христовой, и хор поет: благословен грядый во имя Господне, Бог Господь и явися нам.
Кроме того, бывают ежедневно у верующих и благочестиво живущих христиан внутренние, тайные сретения, т.е. встречи Господа в душах во время молитвы, тайной или явной, при усердном покаянии, когда к кающейся душе приходит Христос тайно и утешает ее, отечески объемлет ее, примиряется с нею, вселяется в нее, особенно при искреннем причащении Святых Христовых Таин Тела и Крови Его. Но бывает и жалкая, плачевная разлука человека со Христом, когда душа христианская впадает в вольные или невольные грехи, например, в скверные, неверные, лукавые, хульные помыслы, или в гордость, самолюбие, неверие истине Евангельской, когда в неверии отвергает Бога и совсем отступает от Него, хулит Его, как сталось это с богохульником графом Толстым и многочисленными последователями его. На них сбылось пророчество Симеона Богоприимца, изрекшего Пресвятой Деве достопамятные слова: се, лежит Сей на падение и на востание многим во Израили; сбылось относительно падения их и востания некоторых из них… Это прежде всего сказано о тогдашних книжниках, фарисеях и саддукеях, а затем и о нынешних ложно ученых, именующихся христианами. Христос для [таковых] сделался камнем преткновения.
Далее, всякий раз бывает жалкая, несмысленная разлука наша с Богом при падении в разные грехи – блуда, прелюбодейства, злобы, зависти, невоздержания, пьянства, неповиновения, своеволия, буйства, ругательства и сквернословия; корыстолюбия и сребролюбия, и в разные другие грехи. И если человек умирает во грехах нераскаянно, – он навеки разлучается со Христом и сочетавается с диаволом, коему уподоблялся и окончательно уподобился в жизни, – и наследует одинаковую с ним участь – муку вечную.
Последнее сретение Господа будет во второе и страшное Его пришествие, когда Он приидет в страшной славе Своей и Отца небесного со всеми ангельскими силами: и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его, и когда возрыдают пред Ним все племена земные (Откр. I, 7).
Апостол Павел к Солунянам писал: «Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках, в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1 Сол. IV, 16–17).
Будем же встречать Господа здесь, на земле, доколе живы, в покаянии и добродетели душами чистыми и нескверными, пребывая во взаимной любви и делании всякой правды, чтобы и во второе пришествие Его встретить в радости и водвориться на веки в царствии Его. Аминь.
(Полное собрание сочинений настоятеля Кронштадтского Андреевского собора Протоиерея отца Иоанна Ильича Сергиева. Новые слова, произнесенные в 1902 году. Издание первое, под редакцией автора. Кронштадт, 1903. С 8–15.)