Слово святителя Василия Великого на Рождество Христово

Звезда, которая появилась на востоке и побудила волхвов отправиться на поиски Родившегося, вскоре исчезла из виду и второй раз появилась уже в Иудее, когда волхвы пребывали в недоумении. Из этого можно сделать вывод, что она слушалась чьих-то приказаний, служила кому-то и появилась ради кого-то. В самом деле, она пришла и остановилась над тем местом, где был Младенец (Мф. II, 9). Поэтому и волхвы, увидев звезду, возрадовались радостию весьма великою (Мф. II, 10). Восприимем же и мы в сердца наши эту великую радость. Именно эту радость благовествуют (Лк. II, 10) ангелы пастырям. Итак, приидите, поклонимся вместе с волхвами, воздадим славу вместе с пастырями и будем ликовать вместе с ангелами. Ибо ныне родился вам… Спаситель, Который есть Христос Господь (Лк. II, 11). Бог Господь и явился нам (Пс. CXVII, 27), не в образе Божием, чтобы не привести в трепет немощное человеческое естество, но в образе раба (Флп. II, 6–7), чтобы освободить это порабощенное естество.

Кто же так медлителен душой, кто так неблагодарен, чтобы не возрадоваться, не возликовать и не возвеселиться из-за этих событий? Это –  общий праздник всей твари, который дарует миру то, что превосходит мир, посылает архангелов к Захарии и Марии, являет ангельские лики, восклицающие: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение (Лк. II, 14).

Звезды сходят с небес, волхвы выходят из среды языческих народов, земля приемлет в пещере. И пусть никто не устраняется от этого, пусть не будет неблагодарных. Выразим же и мы наше ликование в словах! Будем праздновать спасение мира и день рождения нового человечества.

Ныне отменено осуждение Адама. Уже не имеет силы Божественный приговор: прах ты, и в прах возвратишься (Быт. III, 19), но человек через соединение с Небесным (1 Кор. XV, 48) вознесен на Небо. Не имеет силы и другой Божественный приговор: в болезни будешь рождать детей (Быт III, 16), ибо блаженно чрево, носившее Еммануила, и сосцы, питавшие Его (Лк. XI, 27). Ибо Младенец родился нам, Сын дан нам; владычество Его на раменах Его (Ис. IX, 6). Сердце мое расцветает, мысли мои бьют ключом, но неискусен язык, и не хватает слов для того, чтобы выразить столь великую радость.

Итак, представляй себе вочеловечение Господа подобающим Богу образом. Считай Божество чистым и не оскверненным, даже если Бог соединился с материальной природой. Страстное естество исправляется, но Божество остается бесстрастным. Разве ты не видишь, что столь славное Солнце является в грязи, но остается незапятнанным, светит оскверненным, но не испытывает зловония. Напротив того, с кем Он достаточное время пребывает во общении, тех избавляет от гниения. Почему ты боишься признать, что бесстрастное и чистое Естество не воспринимает от нас никакой скверны? Он для того родился, чтобы очистить тебя через сродственное с тобой естество. Он для того возрастает, чтобы сделать тебя родным через тесное общение. О, глубина благости и человеколюбия Божия! Вместо этой превосходящей щедрости мы не верим Благодетелю; вместо великого человеколюбия Владыки мы противимся быть Его рабами. О, это неуместное и лукавое безрассудство! Волхвы поклоняются, а христиане исследуют причину, почему Бог явился во плоти? в какой плоти? была ли человеческая природа воспринята во всей полноте, или частично?

Да умолкнут в Церкви Божией все излишние вопросы. Давайте будем славить то, во что уже уверовали. Не будем проявлять излишнее любопытство к тому, о чем следует молчать. Итак, присоединись к тем, кто с радостью ожидает Господа с небес. Представь себе мудрых пастырей, пророчествующих священников, радующихся женщин, когда Гавриил научил Марию радоваться (Лк. I, 28), когда младенец Иоанн взыграл во чреве Елизаветы (Лк. I, 44). Анна пророчица благовествовала (Лк. II, 36–38), Симеон Богоприимец взял на руки (Лк. II, 28) – все они в малом Младенце поклонялись Великому Богу, не обращая внимания на видимое, но славословя величие Его Божества. Ибо Божественная Сила, как свет сквозь прозрачную среду, воссияла через человеческое тело, просвещая тех, у кого чисты очи сердца, в числе которых хорошо бы оказаться и нам, открытым лицом отражая Славу Господню, чтобы и нам преображаться из славы в славу (2 Кор. III, 18) благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.

(Составлено по: Святитель Василий Великий. Беседы. М.: Изд-во Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2001.)