Некогда в земле Русской прославлены были горы киевские, на которых воссиял Крест Христов в предзнаменование будущей их славы чрез просветителей народов славянских, «преложением Божественных писаний» и для русского народа открылся «источник богопознания». Только, к сожалению, недолго русский народ ходил в свете нового, христианского, учения. И русский народ скоро, как Израиль, вступил в широкое общение с народами иноземными, чрез которое все более и более утрачивал свое первое достояние веру Христову. Пред какими только учениями народов Запада, еретическими и развращающими, он не преклонялся! Какими только мнимопросветительными средствами не пытался и не пытается он заменить просвещение ума чрез Слово Божие: и театрами народными, и естественнонаучными знаниями без мысли о Боге, сотворившем мир, и учениями об общественной жизни без мысли о Промысле Божием, направляющем жизнь народов к назначенной цели! И вот наполнилась земля Русская злодеяниями, запятнала себя все более учащающимися убийствами; выражение лица сынов ее, по слову Исаии пророка, стало свидетельствовать против них, и о грехе своем стали они рассказывать открыто (Ис.III,9), оправдывать преступление, чего не было дотоле среди людей русских, по словам знаменитого русского писателя Ф. М. Достоевского.
Ныне снова слышит земля Русская призыв: Придите, и будем ходить во свете Господнем! (Ис.II,5). Слышался неоднократно этот призыв и с высоты царского престола; слышится он и из уст многих пастырей Церкви Русской, усиливших свою просветительную деятельность, начиная с Петербурга, где под сень Церкви, благодаря их деятельности, стало собираться даже светское учащееся юношество («Христианское содружество учащейся молодежи»). Не остался не услышанным подобный призыв и в наших средних и высших духовно-учебных заведениях, среди деятелей которых довольно резко обозначился кружок самостоятельных и верных святоотеческому учению богословов, сделавших решительные попытки освободить наше богословие от влияния иноземных лжеучений и направлений католичества, протестантства, рационализма.
Только насколько твердо будет это обновленное хождение в путях Господних? Распространится ли снова широко свет веры Христовой среди земли Русской, или она опять вскоре добровольно будет, как без глаз, ходить ощупью, претыкаться в полдень, как в сумерки (Ис. LIX,10), опять преклонится вскоре и с большею силою пред игом иноземных народов, стремясь блеском внешних научных знаний заменить открытый святыми просветителями славян источник богопознания Слово Божие, даже изгоняя закон Божий из школ, как делается на Западе, или смешивая живой источник Божественного откровения с произведениями мертвой человеческой мудрости. Да не будет этого! И пусть даже не увидим мы такой же славы Церкви Русской, какая явилась в Церкви во дни Христовы, согласно предсказанию Исаии. Как этот пророк жил верою в то, что «явлена будет гора Господня в последние дни», то есть в дни первого пришествия Христова, так и мы до самого второго славного Его пришествия твердо будем держать в руках своих знамя веры во Христа, с которым всегда воинствовала на земле Церковь Христова, и не преклоним выи нашей под иго чужих! Аминь.
(Источник: Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. Творения. Кн. 1. Тверь, 2002. С. 205.)