Сегодняшнее воскресное Евангелие полностью совпадает с тем, которое священник читает на Таинстве Крещения. Когда крестится человек: маленький, большой или даже старенький, – ему читается это Евангелие. Оно заканчивается так: «Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. И, приблизившись, Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.»
Это очень важные слова, которые заканчивают Евангелие от Матфея. Господь обращается к Своим ученикам, и только к ним, потому что остальным людям говорить безполезно, у них на все какие-то свои соображения, они живут совершенно другими представлениями. Ходя в церковь уже полвека, я заметил, что Сам Бог и Его слова людей мало интересуют, их интересует собственная жизнь. Что это значит? Это значит, что кто хочет душу свою сберечь для самого себя, тот потеряет ее.
У большинства людей – а нас семь с лишним миллиардов – жизнь не имеет никакого смысла. Конечно, человек для себя изобретает этот смысл, ставит какую-то небольшую задачу. Например, у тех ребят из Средней Азии, которые развозят еду в коробках на велосипедах или самокатах или разносят пешком, цель очень простая – прокормить себя и тех, кто остался там, в Киргизии, в Узбекистане, свою семью. Очень простая, понятная цель, и цель благородная, потому что работают они за такие деньги, за которые русский, конечно, работать не будет. В Америке безработный за такие деньги даже лопату не возьмет, чтобы просто подержать и опять бросить. Так что для наших гастарбайтеров это серьезная цель, но она не может оставаться на всю жизнь. Мы не увидим старика, который развозит пиццу по домам, потому что он уже как-то продвинулся. К чему продвинулся? К тому, чтобы заболеть, а потом умереть.
А Христос человеку предлагает жизнь вечную, но она как таковая человека не интересует. То, что Христос говорил, человек не помнит, он рассеян, ему неинтересно, он пропускает мимо ушей. Христос говорит: «Я с вами во все дни до скончания века. Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Сам Бог, Творец Вселенной, может оказаться между двумя людьми, если они соберутся ради Него, такая нам дана благодать. Но всякие мысли нас от этого самого главного, к сожалению, отвлекают.
Сейчас очень отвлекающее время. Вот я заметил, что многие люди просто изнывают от страха. Отчего? Они боятся умереть. Но ты можешь бояться, можешь не бояться, но все равно и обязательно умрешь. Один чуть пораньше, другой чуть попозже, это не так важно. Свидетельствую сам, что жизнь проходит чрезвычайно быстро. Сейчас, например, я даже вспомнить не могу, сколько за эти пятьдесят лет, что я в церковь хожу, мы всего наворотили, каких дел. Вот были руины, а сейчас это один из самых прекрасных храмов. Следующий настоятель, который придет за мной, получит это все в наследство. Не знаю, будет ли он доволен или нет, но ему придется что-то дальше думать, что-то дальше делать.
Какой смысл в жизни? Смысл жизни – послужить Богу, послужить Церкви, послужить людям. Это то, ради чего пришел Христос на землю. Бог хочет этого от каждого крещеного человека, поэтому это Евангелие и читается на крещение, чтобы человек послужил. Господь тоже не пришел командовать, Он не стал тем царем, как про Него думали, что Он воссядет в Иерусалиме и будет командовать. Яков с Иваном сказали: «Давай, сделай меня первым министром, а его вторым, и мы будем рядом с Тобой восседать». Я думаю, Христос, отвечая им, улыбнулся внутри. Он вообще-то редко улыбался, потому что люди Его не понимали, и это было для Него очень тяжело. Как Бог Он понимал все, что с ними происходит: что у них в головах, что у них на сердце. Он им рассказывает о том, что Его арестуют, Его будут истязать, а потом прибьют ко Кресту, а они говорят: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей. То есть они не слышат, что Его хотят убить, им даже в голову не приходит.
Когда Христос хочет до нас донести Свои слова, Он хочет для нас спасения. Поэтому нам нужно думать над каждым Его словом, тогда у нас все уляжется. Сейчас такой период, когда мы видим, как антихрист близко-близко приступил ко всему миру. Намерение – уничтожить каждого десятого на планете. Почему? Ну им просто легче так управлять, они безжалостны. Если Христос призывает к жалости, то эти – нет, призывают к убийству. Они уже натренировали людей. Вот русская женщина легко идет на аборт – убить собственного ребенка. Мужчины охотно бросают своих жен с детьми, дети остаются без отца, и вырастает безотцовщина. И так далее, и так далее. То есть люди настолько погрузились в грех, что он даже не воспринимается большинством за грех.
А что такое грех? Это стена, которую человек взгромоздил между собой и Богом. И Церковь учит этому сопротивляться. Господь с нами до скончания века, и Он хочет нас научить, как жить в этом мире, который все более и более озлобляется и против Церкви, и против Патриарха, и против духовенства. Молодежь, уже настроенная журналистами, ненавидит Церковь. Почему? Что им Церковь плохого сделала? Вот раньше здесь был склад, мясо держали, гвозди, картошку, проштробили канал, висела лампочка Ильича. Теперь храм даже стал краше, чем был. Какие иконы! Во всем мире такой красоты нет! А они совершенно этого не видят, все только злоба, ненависть, зависть.
Но ведь из-за зависти и Христа распяли, поэтому надо обязательно зависть победить. Надо победить и любопытство, и зависть, и желание сплетен, и безконечное осуждение всего и вся. Очень много работы надо внутренней проделать, а некоторые из нас уже старенькие – когда это будем делать? И получается, что в церковь мы ходим напрасно. Слышим – и не разумеем, и не запоминаем. В одно ухо влетело, в другое вылетело. Так нельзя. Мы в церкви учимся самому серьезному делу на свете, и надо вслушиваться в то, что говорит нам наш Господь и Учитель, Пасху Которого мы ныне празднуем. Спаси всех Господи!
(Печатается по изданию: «Календарь». № 8 (260). Ноябрь 2020. Издание Православного Сестричества во имя прмц. Елизаветы при храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке. М., 2020. С. 41–42.)