Нелегко отрешиться от чувства грусти, когда только что совершено́ «отдание» праздника Пасхи и перестали петь «Христос воскресе». А между тем, в праздник Вознесения Церковь зовет к радости: <…> видно, Церковь имеет ясное знание о чем то новом, что дано Вознесением. И апостолы быстро победили чувство разлуки и вернулись с горы Елеонской «с радостью великою». Что случилось такое благодетельное, что в нем рассеялась возможность личной грусти? Ряд великих благодеяний, связанных с Вознесением Христовым, открывается нам в писаниях апостолов.
Первая истина: Господь вознесся, чтобы ходатайствовать за нас пред Отцем Своим во имя Своей крестной жертвы. Он есть Агнец закланный за нас, стоящий перед престолом Божиим, и вместе Он Сам Первосвященник – Ходатай, возносящий жертву. «Если бы Он оставался на земле, то не был бы и священником», поясняет апостол, ибо здешния жертвы только образы и тени небесного. Но Он, как «Ходатай нового завета» вошел «в самое Небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие» (Евр. III и IX гл.). И Отец, любящий Сына, не только принимает Его жертву, как искупление за весь мир, но и отдает Ему власть над миром и суд над миром. Сын Божий взял на Себя весь ответ за нас. Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он ходатайствует за нас (Рим. VIII, 33–35). Если Бог за нас, кто против нас? (Рим. VIII, 32). Вот первая наша радость Вознесения.
Раскрывается, далее, перед нами новая истина. Своим Вознесением Господь соединил небо с землей и открыл людям двери неба и путь в небо. Небо стало для человечества доступным, желанным, своим. Я вижу небеса отверстые, и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога (Деян. VII, 56), – воскликнул во время своей проповеди святой первомученик Стефан. Знаю, говорит о себе апостол Павел, человека, который был восхищен до третьего неба и… слышал неизреченные глаголы, которых невозможно человеку пересказать (2 Кор. XII, 2). Нет преграды, нет средостения, открыт свободный вход в Царство Небесное.
Углубляемся в эту мысль, и она расширяется в нашем сознании и в наших сердцах в новое торжество. Господь царствует. Он призывает к Себе верующих в Него, Он упокояет их, посаждает их на престолах, делает их Своими сонаследниками, участниками Своей славы. Где Я, там и вы будете (см.: Ин. XIV, 3), иду приготовить место вам (Ин. XIV, 2), – говорит Господь ученикам. Славу, которую Ты дал Мне, Я дал им (Ин. XVII, 22), – свидетельствовал Он о них в молитве Отцу. Небо стало чертогом пира Жениха с небесной Церковью, Невестой Его. Вместо земного Иерусалима, сияет небесный город, свободный «вышний Иерусалим – матерь всем нам». И верующие, еще живя на земле и сознавая себя членами земной Церкви, уже возносятся мыслью в это Царство славы. Мы теперь дети Божии; а тогда не знаем, что будем, ибо будем, как Он (1 Ин. III, 2). «Если терпим, то с Ним и царствовать будем». «Когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный». Так говорит от имени верующих апостол, прибавляя всегда при этом: «если не ослабеем», «если останемся верными», «только бы нам и одетым не оказаться нагими» (Гал. VI, 9; 1 Кор XV, 2; 2 Кор. V, 3).
Однако, не опустела ли земля с вознесением Христовым, не оставлена ли осиротевшей? Господь Сам отзечает на это, утешая учеников перед Своими страданиями: «Если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам», Духа Утешителя. С телесным отшествием Сына Божия соединено ниспослание на землю обильных даров Духа Святого, о чем пророчествовал Иоиль в пророчестве, приведенном апостолом Петром в день Пятидесятницы: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши, и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут; и на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать (Деян. II, 17–18). Носительницей даров благодати является земная Церковь Христова. Своим пришествием Святый Дух соделал Церковь на земле небом, и избранных людей земли еще до их кончины Он являет «земными ангелами», светящими миру плодами Духа: любовью, радостью, миром, долготерпением, благостью, милосердием, верой, кротостью, воздержанием; являет «небесными человеками», запечатлевающими веру отказом от мира и всего, что в нем, мученичеством, исповедничеством. Земля стала как бы частью неба, преддверием неба.
Но зло еще действует на земле, воинствует против Христа и Его Церкви; тайна беззакония в действии, и близится время, когда она проявит себя в сыне погибели, антихристе. Земля еще ждет огненного очищения и того часа, когда Сын человеческий придет в славе Своей, для суда над миром. Поэтому с Вознесением связывается мысль о втором пришествии Господа. Что стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (Деян. I, 11).
Не случайное это выражение: «вернулись с радостию великою», – а глубокая мудрость благовестия, выраженная в самой краткой форме. Его смыслом наполнены апостольские писания.
Как же и нам не пожелать приобщиться радости Вознесения Господня?!
Источник: Протопресвитер Михаил Помазанский. О жизни, о вере, о Церкви. Сборник статей (1946–1976). Выпуск первый: Жизнь в Церкви. Jordanville. Holy Trinity Monastery, 1976. С. 290–292.