Мы слышим в день празднования Собора Архистратига Михаила за Литургией в Евангелии: Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! И бесы повинуются нам о имени Твоем. Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам; однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах (Лк. Х, 17–20).
Всё заключается в одной этой тайне. Господь дал Церкви всю Свою власть и силу. Но радость в том, что имена наши написаны на небесах. Господь предупреждает, чтобы мы не приписывали себе те победы, которые совершает Церковь с самого начала своего существования. Чтобы мы помнили, что величайшая слава человека заключается не в том, что он может сделать на земле, а в том, что Бог делает для человека. Никто не может сам написать своё имя на небесах, только Бог написал имена ангелов и наши имена по Своему непостижимому дару. И Он может стереть эти имена, как стёр Он имя прегордого денницы. Сегодня Святая Церковь укрепляет и вдохновляет нас видением того, какого участия мы сподобляемся в победе Божией. Церковь призывает нас радоваться той великой победе, которую одержал Господь и которой в полноте причастны все воинства Небесные, – спасение всего Божия творения от власти диавола. Сейчас мы часто слышим о христианстве «малых дел» – нас призывают исполнять своё послушание, хранить личное благочестие и не обращать внимание на то, что совершается в мире. Но как можем мы воспринять подвиг святых царственных мучеников, всех новых мучеников и исповедников Российских, не видя, в каком противостоянии всемирному злу совершилась их победа? Если мы не видим всей картины сражения, которое ведёт Церковь, мы не видим полноту победы, которую одержал для неё Господь. Это значит, что мы неминуемо терпим поражение…
Этим праздником Церковь соединяет небо и землю. Она свидетельствует, что, когда мы добросовестно делаем наше земное дело, помня, что Господь и ангелы-хранители присутствуют с нами, – мы видим сатану, как молнию с небес упавшего. Когда воины наши защищают своё Отечество, помня о высшем значении христианского и гражданского долга, – мы видим сатану, как молнию с небес упавшего. Когда тело наше сокрушено мучительной болезнью, а дух с крепким воплем обращается ко Господу – мы видим сатану, как молнию с небес упавшего. В течение всей земной истории совершается суд Божий над сатаной. Здесь, на земле, нам дано увидеть чудо победы Креста Христова, новую жизнь – то небо, которое открывает для нас Христос Своим Воскресением. И узнать, что, как бы ни безчинствовало зло, у Господа – вся власть на небе и на земле.
Сегодня Церковь напоминает нам, что происходит в мире и к чему мы приближаемся. Не только разумное творение – ангелы и люди, – но и поля, реки, цветы, птицы и звери находятся в ожидании, когда Бог и человек снова встретятся в раю, и всё творение Божие будет утешено этой победой.
Что бы ни происходило, Христос посреди нас и есть, и будет. Ангелы Божии посреди нас и есть, и будут. Тайна раскроется, и мы увидим лицом к лицу всех наших любимых, всех ангелов и Самого Господа. А до этого надлежит нам силой Божией совершать то дело, которое Он уже совершил и которое совершает теперь вместе с нами. Господь не говорит, чтобы мы не радовались малым победам. Но Он хочет, чтобы радость наша имела большее измерение, чтобы мы понимали, что победа Божия, одержанная ради нас, охватывает всё. И люди, имена которых написаны на небесах, должны совершать ту же самую битву, которую совершают ангелы Божии против древнего дракона, увлекшего своим хвостом третью часть звёзд, как говорит Апокалипсис.
Таким должно быть у нас видение всего совершающегося в мире. И как бы мы ни были немощны, мы должны, подобно ангелам, участвовать в этом сражении. Но разве мы ангелы? Нет, мы не ангелы и никогда не будем ангелами. Даже на небесах никто не будет подобен Архистратигу Божию Михаилу. Но в то же время мы уже сейчас ангелы, потому что на библейском языке слово «ангел» означает «посланный». Мы те, кого Бог послал в мир свидетельствовать о самой главной тайне жизни – о том, что всё творение создано ради Бога, чтобы участвовать в Его радости. Через нас, говорит апостол, Бог взывает ко всему миру. Он поручает нам наше отечество и всю нашу землю, чтобы мы заботились о каждом человеке, о всём, что происходит здесь, на земле. И Он говорит нам, что благодатью Христовой мы можем одержать победу, какое бы дело ни было поручено нам, и эта победа всегда будет нашей личной и всем принадлежащей победой.
(Источник: Александр Шаргунов, протоиерей. «Русский дом», № 11, 2014 г.)