Христианство – религия истины и любви. Из духовного наследия архиепископа Аверкия (Таушева)

К числу многочисленных лукавых фальшивок современных модернистов необходимо отнести их излюбленное и особенно ими настойчиво всюду внедряемое утверждение, что «христианство есть религия любви» – и только! «Любовь, любовь, любовь!» – только и слышишь от них постоянно. И во имя этой «любви» они требуют примирения и самого близкого дружественного общения буквально со всеми, не исключая явных и открытых врагов христианства, злобных противников Христа Спасителя и ярых отрицателей самой веры в Бога вообще.  Причем все это, большей частью, на словах – одна пропаганда, в то время как на практике сами они отнюдь не проявляют этой любви даже к тем, кто, казалось бы, должны были бы почитаться ими как наиболее близкие им и по вере и по крови люди. К таким, если они не разделяют их  вольнодумного образа мыслей или, не дай Бог, чем-либо не угодят им, обидят или оскорбят их, они относятся не с любовью, а, наоборот, – с самой лютой непримиримой враждой  и ненавистью. Словом, пропагандируя любовь к «дальним», они как бы забывают о том, что, в  первую очередь, христианством требуется, и это совершенно естественно, любовь к  «ближним», к своим, самым близким по вере.
Мы ясно видим из учения Слова Божия, что «христианство есть религия любви», ибо Сам Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем пребывает, как учит возлюбленный ученик Христов «апостол любви» святой Иоанн Богослов (1 Ин. IV, 16).

Но только ли одной любви? К одной ли только любви сводится все христианство? Обратимся к учению Слова Божия. Как говорит о Своем учении принесший его на землю Сам Воплотившийся Единородный Сын  Божий Господь Иисус Христос?
На вопрос Пилата, что Он сделал и почему иудеи так неистовствуют против Него, Он отвечал знаменательными словами, которые как раз и раскрывают нам сущность христианства: Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего (Ин. XVIII, 37).
Итак, отсюда должно быть каждому совершенно ясно, что христианство есть, прежде всего, религия Истины, принесенной на землю Сыном Божиим от Отца Своего Небесного (Ин. XII, 49). И Духа Святого Господь Иисус Христос обещал послать Своим ученикам не для чего-либо другого, как именно для того, чтобы Он, Дух Истины, наставил их на всякую истину (Ин. XVI, 13).
Вот эта-то Божественная Истина и есть самое главное в христианстве, это – самая сущность христианства, которой каждый христианин и должен дорожить превыше всего на свете – до готовности, если понадобится, и умереть за нее, что мы и видели на примере безчисленных мучеников, исповедников и Святых Отцов Церкви, неустанно боровшихся с лжеучителями-еретиками, так или иначе отступившими от этой Истины.
На Тайной Вечери Господь Иисус Христос еще подчеркнул Своим ученикам, что Он есть Путь, и Истина, и Жизнь (Ин. XIV, 6), и закончил Свою глубоко трогательную первосвященническую молитву за Своих учеников словами: «Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина» (Ин. XVII, 17).
Правда, на Тайной Вечери Господь Иисус Христос многократно говорил о необходимости взаимной любви между Его учениками и последователями, поставляя эту любовь главным признаком истинных Его последователей. Но Он именно подчеркивал любовь определенную, направленную к своим братиям-христианам, а не какую-то туманную, расплывчатую, неопределенную любовь ко всем вообще, как это лукаво пропагандируют теперь современные модернисты-экуменисты, совершенно игнорируя Божественную Истину Христова учения. Тем более не может быть и речи, с точки зрения истинного христианства, о любви ко злу, о любви к сеятелям и злостным распространителям диавольского и антихристова зла, ставящим себе целью уничтожение христианства. Как это ясно видно из множества мест апостольских посланий, не может быть такой любви, к какой призывал Христос Спаситель Своих учеников и последователей, и по отношению к тем, кто злостно извращает и искажает истинное учение Христово – к лжеучителям-еретикам.
Сам великий «апостол любви» святой Иоанн Богослов, который так много и трогательно учил о христианской любви, всюду на первое место ставит Истину, не допуская и мысли о любви к извратителям и гонителям этой Божественной Истины.
Христианство есть действительно религия любви. Но эта христианская любовь ничего не имеет общего со слезливой, сентиментальной земной любовью, как понимает ее большинство людей, живущих вне благодати Божией. Христианство есть религия любви истинной, неразлучно связанной с Божественной Истиной Христова учения. А земная любовь, в ее обычном понимании, так же далеко отстоит от этой истинной любви, как земля от неба. Христианская любовь духовна и дается лишь при содействии благодати Божией, а земная любовь – чувство душевное и даже плотское. Она – от поврежденного грехом естества человеческого.
Вот почему так ярко и сильно учивший о любви «апостол любви» увещевает христиан: «Не любите мира, ни того, что в мире». Мало того: «Кто любит мир, в том нет любви Отчей» (Ин. I, 15).

Не менее сильно и решительно говорит об этом и святой апостол Иаков, брат Господень: «Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак. IV, 4). И это потому, что весь мир лежит во зле (1 Ин. V, 19).

Не ясно ли отсюда, что истинно христианская любовь не может простираться на всех и на все, без всякого разбора? Что она есть, прежде всего, любовь к Богу и к тому, на чем лежит печать Божественной Истины, но не к тому, что погрязает в богопротивной лжи. Мы, христиане, любящие Бога и принесенную Христом Спасителем от Бога Отца Божественную Истину, тем самым не можем любить тех, кто восстает против Бога и попирает Его Божественную Истину.
Об этом ясно и определенно учит Слово Божие.
Сам «апостол любви» делает различие между «детьми Божиими» и «детьми диавола» и предостерегает нас от «антихристов», которые появились уже в его время как предтечи имеющего придти перед кончиною мира одного главного антихриста. Он не учит нас о любви к ним, говоря, что они вышли от нас, но не были наши (1 Ин. II, 19) и что мы не должны всякому духу верить, но испытывать духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков пооявилось в мире (1 Ин. IV, 1).
«Духа Божия и духа заблуждения, – говорит он, – узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога. А всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихристов, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире», – надо понимать: в лице его предтеч-лжеучителей (1 Ин. IV, 2–3).
Как же мы должны относиться к этим лжеучителям? Любить их так же, как и наших братий  во Христе?
По-видимому, нет, потому что святой Иоанн Богослов говорит о них так: «Кто приходит к  вам и не приносит сего учения (т. е. истинно христианского учения), того не принимайте в дом и  не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его» (2 Ин. I, 10–11).
Совершенно согласно с «апостолом любви» учит и великий «апостол языков» святой Павел. «Еретика, после перваго и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковый развратился и грешит, будучи самоосужден» (Тит. III, 10) – наставляет он своего ученика Тита, поставленного им епископом на острове Крит.
Из всего вышесказанного совершенно понятно, почему Христианская Церковь всегда запрещала всякое молитвенное общение с еретиками, что видно из целого ряда церковно-канонических правил.
И только в самое последнее время модернисты, появившиеся даже среди священнослужителей и высоких иерархов Церкви, стали игнорировать все это и повели настойчивую пропаганду близкого общения и с еретиками, и с явными врагами Христа Спасителя под предлогом  «христианской любви». Игнорируя Божественную Истину Христова учения, они на первое место ставят любовь и во имя этой «любви» готовы отвергнуть и все то, чему учит нас  Богооткровенное Слово Божие и канонические правила.
Но нельзя не иметь в виду, что и Христос Спаситель, и Его святые апостолы, уча о безусловной необходимости любви как главного признака, по которому познаются истинные христиане, явно имеют в виду любовь между братиями-христианами, но ничего не говорят о необходимости любви к еретикам или врагам христианства – сынам диавола (1 Ин. III, 10).
Конечно, истинный христианин должен, подражая своему Божественному Учителю Христу, быть преисполнен любви ко всем. Но как? Так, чтобы этой его любовью не попиралась и не отвергалась Истина: он должен быть милосерд к страждущим и желать спасения всех.
Так велика и значительна для христианина именно Истина, что возлюбленный ученик Христов – «Учитель любви» святой Иоанн Богослов – пишет «возлюбленному Гаию»: «Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине» (3 Ин. I, 4).
За эту Истину умирали в неописуемых страданиях целые сонмы святых мучеников, за торжество этой Истины боролись с полной непримиримостью к еретикам великие и славные Святые Отцы Церкви, подлинные столпы Православия, которых мы так чтим и которым молимся, прося их предстательства за нас пред Богом.
Как же нам реагировать на то, что в XX веке появилось столь много не одних рядовых «христиан», но и священнослужителей, и даже высоких иерархов, которые не только не хотят бороться за Истину, но во имя якобы «христианской любви» идут на все компромиссы с ложью и так легко и безпечно предают Божественную Истину, ставя на место ее свое собственное лукавое человеческое мудрование? Как может быть у христианина любовь ко лжи и к сеятелям лжи?

Для истинного христианина тут нет никакого  вопроса, никакого недоумения, как относиться к таким людям: он не может считать таких людей, будь они хоть в самом высоком священном   сане, православными христианами! И, конечно, никакого общения в христианской любви и молитве иметь с ними нельзя. Ибо истинно христианская любовь может быть только на почве единения в истине – единомыслия. Ведь не случайно на Божественной литургии перед самым началом Евхаристического канона мы слышим возглас: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы», а все верующие заканчивают: «Отца, и Сына, и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную».
Без этого единомыслия невозможно общение в любви, невозможно общение в молитве и особенно – в величайшем Таинстве Причащения Тела и Крови Христовых – в Божественной  Евхаристии.
И совершенно напрасно некоторые ссылаются на слова апостола, что подобает быть разногласиям между вами. Апостол это предрекает, но вовсе не высказывает этого с одобрением, как факт положительный. Напротив, в посланиях апостольских мы находим множество призывов именно к полному единомыслию и единодушию (Рим. XII, 16 и др.), во исполнение первосвященни ческой молитвы Христовой: «Да будут вси едино» (Ин. XVII, 21), да еще как – во образ единства Святой Троицы: «Как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино».
О разногласиях же Слово Божие говорит с явным порицанием: «Остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них» (Рим. XVI, 17), а отнюдь не сказано: «объединяйтесь с ними», как  нечестиво учат современные «объединители»!
Итак, надо твердо знать и понимать, что христианство – это не только «религия любви», но  прежде всего – религия Истины, причем совершенно недопустимо во имя «любви» жертвовать Истиной, ибо такая «любовь» уже и не будет истинно христианской любовью, а только притворством или какой-то жалкой пародией на любовь, ибо для христианской любви дороже всего Истина, которая, собственно, и составляет собой главный предмет любви. Неправильно смешивать христианскую любовь с христианским милосердием по отношению к страждущим и бедствующим, как это злонамеренно делают теперь некоторые, злостно спутывая все понятия. Это – не вполне одно и то же. Обратимся опять к нашему высочайшему авторитету – апостолу любви, как он пишет «избранной госпоже и детям ее», которых он, по его словам, «любит по истине», и «не только он, но и все познавшие истину, ради истины, которая  пребывает в нас и будет с нами вовек» (2 Ин. I, 1–2).
Итак, основой христианской любви является истина! Без истины не может быть и любви!
(Архиепископ Аверкий (Таушев). Современность в свете Слова Божия. М., 2012. C. 561–568.)