Святая Церковь задолго, с праздника Введения во Храм Пресвятой Девы Марии, начинает приготовлять нас своими песнопениями к достойной встрече праздника Рождества Христова. И чем ближе подходит время к празднику, тем настойчивее святая Церковь напоминает об этом верующим. И вот [в Неделю] святых праотец она вспоминает всех святых мужей, верой живших до пришествия Христова.
Так и в истории мира также постепенно шло приготовление человеческого рода к пришествию Спасителя. Сначала туманно в раю было дано обетование: Потомок жены сотрет главу змия. Аврааму было сказано: в потомстве твоем благословятся все народы (Быт. XXVI, 4). Потом все яснее и яснее обрисовывалась личность Спасителя в образах и пророчествах; пока, наконец, пророк Исаия за 800 лет ярко представил страдания Искупителя, а пророк Даниил за 500 лет указал даже время Его пришествия. Верующие люди радовались, слыша эти пророчества, ждали Спасителя, с надеждой переносили все скорби и тяжести жизни и верили в грядущего Искупителя и по вере этой жили праведно и благочестиво.
Вот праотец Енох, всю жизнь ходивший пред Богом (Быт. V, 22). Что это значит ходить пред Богом? Это значит всегда представлять пред собой Бога, всегда иметь в сердце чувство присутствия Божия.
Неудивительно было бы это для нас, христиан, которых Господь Иисус Христос научил поклоняться Богу духом и истиной, а ведь это было тогда, в те отдаленные, грубые времена детства человеческого рода, когда так естественно было жить почти исключительно реальной жизнью. Енох всегда был уверен, что с ним – Бог, Свидетель всех его мыслей, желаний, чувствований, и потому он допускал только чистые мысли, чистые желания, святые чувствования. И так праведно он жил на земле, что не увидел смерти и с плотию преложен был на небо.
Вот праведный Ной, кругом широко разлился порок и зло настолько, что все мысли и помышления людей были только зло на всякое время (Быт. VI, 5).
И среди этого развращенного мира он один остался верен Богу. Вот праотец Авраам. Кто не знает его удивительной веры, его поразительного послушания Господу до готовности принести в жертву своего сына Исаака! Вера его сияет во все века, и недаром он назван другом Божиим.
Вот праотец Иаков, в терпении перенесший все испытания жизни; и размолвку с братом, и потерю сына, и переселение в чужую землю и всегда остававшийся верным Господу. Вот Иосиф – скромный, целомудренный, ненавидимый братьями, но любящий их, преданный, и за это взысканный Господом.
Вот Моисей, твердый в вере и послушанию Господу, яркий пример крепкой любви к своему народу до положения жизни за него.
Вот Давид – это великий и вдохновенный псалмопевец, весь живший Господом, любовью к Нему, верой в Него.
Вот Илия, Елисей и весь сонм пророков, не взиравших ни на какие прельщения и угрозы, но твердо стоящих за Божию правду, сиявших верой и благочестием, и звавших к тому же и свой народ.
Не достанет мне времени, – говорит апостол Павел (Евр. XI, 32), – повествовать обо всем этом облаке свидетелей (Евр. XII, 1), которые являлись примерами живой веры и высокой праведности. Все они с нетерпением ждали Грядущего Спасителя и, готовясь Его встретить, сияли благочестием.
Прошли века, тысячелетия и, наконец, явился долгожданный Спаситель, и мы теперь – наследники тех великих обетований, которые даны были Господом Праотцам. Свет, обещанный во откровение языком, открылся для нас; Слава Израиля явилась для нас: c нами Бог.
А что же? Казалось бы, то, что есть, что явилось, осязательнее, нагляднее, очевиднее, яснее и сильнее должно действовать на впечатление, чем то, что еще только будет, что не выявлено. Казалось бы поэтому, что у нас, для которых Господь уже явился, вера в Него должна быть ярче, жизнь должна быть куда чище, чем тогда, когда люди еще не знали Пришедшего и только веровали в Грядущего. И однако же можем ли мы хотя в малой степени уподоблять себя жизни Еноха, праведности Ноя, вере Авраама, чистоте Иосифа?
Возлюбленные! Христос грядет, как бы вновь родиться в наших сердцах и ждет, что мы приготовим Ему в своих сердцах чистое, благоуханное место, что Свет Его воссияет в нас, в наших мыслях, словах, желаниях, в нашей жизни. В апостольском чтении Церковь призывает нас отложить ветхого человека и облечься в нового (Кол. III, 8–10). Это обновление возможно только в Церкви, около Спасителя, в общении с Ним. Для этого нашего обновления и явился Христос, чтобы призвать нас, научить нас и дать нам силы жить по Богу, в праведности и чистоте.
Что же? Ответим ли мы на этот призыв так же, как отвечали приглашенные на пир, о которых говорит евангельское чтение [в Неделю святых праотец]? Там все званные, как бы сговорившись, начали извиняться и отказываться, занятые своими делами. Неужели заботы житейские и привязанности личные превозмогут и в нас, и мы откажемся от «трапезы, уготованной нам Господом»?
Ведь жива в каждом из нас тоска об обновленной жизни; ведь не заглохло в нас это святое недовольство и собой, и окружающей [безбожной] средой; значит, мы ищем, желаем истинной жизни, жизни другой, лучшей, чистой. Но найти ее можем только во Христе – Источнике сил для нового человека. Пойдем же ко Христу для этого обновления. И прежде всего постараемся очистить себя духовно, отложить все: гнев, злобу, злоречие, ложь, – совлечься ветхого человека и облечься в нового (Кол. III, 8–10), чтобы достойно явиться пред Христом, достойно встретить Его, Грядущего родиться в Вифлееме для обновления падшего человечества.
Христос раждается, славите, Христос с Небес, срящите! Аминь.
(Составлено по рукописи: Леонид (Поляков), митрополит. Слово в неделю святых праотец, произнесенное в храме Ленинградской Духовной Академии в 1955 году. // Слова. Пермь, 1965. Машинопись. С. 117–120.)