Бог снисходит на землю, столь низко приклоняется к падшему человеку, чтобы восставить его. Рождается Иисус Христос – Он спасет людей Своих от грехов их (Мф. I, 21). И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях (Лк. II, 12). Всеобъемлющий повит пеленами; Отчее сияние в яслях; Бог – Младенец; вертеп уже есть Небо – Престол Херувимский, вместилище Невместимого; ясли – все тайна! Все непостижимо! Но, по крайней мере, приблизимся к яслям, в коих лежит ныне Родившийся, и посмотрим, кто и как приходит к Нему.
Путь к вертепу Предвечного Младенца открыт всем. Ни расстояние далеко живущих, ни бедность нищих, ни страх робких, ни слабость детей не могут быть препятствием к совершению пути сего. Итак, приходят к Нему пастыри, иудеи, эллины, волхвы, спешит Ирод…
Но первые из всех, по благовествованию Ангела, притекают пастыри. Простота и смирение, одушевленные верою, прежде всех созерцают открытие тайн; простые стражи овец прежде всех видят Младенца, пеленами повитого,лежащего в яслях скотских. И что же? Удивление и пламенный восторг подвигли пастырей на проповедь, побудили восклицать везде песнь ангельскую: Слава в вышних Богу, и на земле мир; в человеках благоволение (Лк. II, 14).
Возбужденный слухом, приходит в вертеп иудейский книжник – читайте во взорах его мысли и чувства сердечные. Наморщенное чело, понижение бровей, грызение уст изъясняют его любопытство и негодование. Это ли есть Царь иудейский, Это ли Князь мира, Освободитель от тягостного рабства, это ли Начальник будущего века? Младенец слабый, столь безчестно поверженный, столь грубо начинающий жизнь – в скотских яслях – нет! Иудей ожидает другого Мессию, славного и сильного; иудей, по-видимому, ошибся, что поверил слуху и приник к яслям Младенца родившегося. Таким образом, вымытая свинья снова идет валяться в грязи (2 Пет. II, 22).
Приходит к яслям Христовым и эллин. Но человек душевный не приемлет того, что от Духа Божия (1 Кор. II, 14). Внимательный его взор, изощренный ум, рассудок, все подводящий под свои правила, находят в яслях младенца обыкновенного. По его суждению, Бог и Человек, Слово воплотившееся – есть невозможность, явное противоречие. Но добровольно ослепившийся никогда не узрит света. Таким образом, и сей ревностный защитник тонкой мудрости, как пес, возвращается на блевотину свою (2 Пет. II, 22).
Эллины, ученики мира, ищут премудрости, обезумевшей в своих правилах. Во тьме и смертной тени не обрести света. Но восточные мудрецы, конечно, искали премудрости небесной; конечно, волхвы просвещеннее эллинов; поскольку явившаяся звезда вела их к Солнцу Правды, к Источнику самой премудрости. И эти Цари богатые и знаменитые из столь отдаленных стран приходят к родившемуся сегодня Иисусу. В знак же, что исповедуют Его Царем царствующих, повергают к стопам Его злато; в знак Его Божества приносят ладан, и в знак человечества – смирну. Ни дальность, ни трудность пути, ни другие подобные препятствия не удержали ревностного желания – видеть Бога воплотившегося. Счастливое желание! Примерная ревность! Владыки и Цари земные! Научитесь! Вельможи, князи, сильные и могущие, властелины и благородные! Слышите: волхвы, пав, поклонились Иисусу (Мф. II, 11).
Но и Ирод, Царь иудейский, хочет поклониться Иисусу родившемуся. Он повелевает волхвам, возвратившись, сказать, где Христос родился (Мф. II, 8). Ирод хочет поклониться! Все готово к его путешествию: вопль младенцев, плач и рыдание матерей уже возвещают его намерение; невинною кровию умащается перст его; тысячи трупов младенческих составляют торжественную пышность злочестия! Подлинно, Ирод хочет поклониться! Так ангел тьмы является в образе светлого. Злоба и ненависть всегда прячутся, чтобы успешнее обнаружиться. Ирод хочет поклониться! Хочет повергнуть в дар пред Иисусом – смерть Ему. Но младенствующий Христос, Господь жизни и смерти, поражает ею прежде самого Ирода. Так ненависть всегда сама себя уязвляет прежде, нежели уязвит невинность. Ров изры, и ископа, и падет в яму, юже содела (Пс. VII, 16). Умерли искавшие души Младенца (Мф. II, 20).
Братия! Неужели и ныне есть желающие поклониться Иисусу так же, как Ирод?! Может быть, к сожалению нашему, и найдутся подобные; доколе тьма со светом не разделены, всегда будут враги света. Христос в яслях! Как поклонится Ему человек высокорожденный? Для него это низко. Как приступит облеченный в одежду светлую? Он должен пожалеть свое облачение. Как приблизится человек изнеженный? Позволит ли время прийти на поклонение человеку должностному и заботящемуся о своем доме, детях, пекущемуся об угождении высшим, об их надобностях, лучше сказать, пекущемуся только о себе самом? Христианин! Кроткий христианин! Видно, тебе одному предоставлено приходить к яслям Младенца Вечного; тебе одному не низко быть в вертепе, не трудно поклониться в яслях лежащему; для тебя всегда есть время.
Христиане благочестивые, вы, придя ныне в храм, приступили к яслям Младенца, ныне родившегося. Вот, здесь в пеленах повитый! Звезда, недавно явившаяся вам от этого алтаря, остановилась сверху, там, где Отрок; Христос родившийся здесь присутствует. Вам, слушатели, благовествуется радость великая. Приблизьтесь еще ко Христу не телом вашим, не стопами, но кротостию и верою. Приступите, не бойтесь! Младенец не страшен. Христос до скончания века для нас младенчествует. Бедные и сирые! В яслях лежащий утешает вас в бедности. Кроткие и смиренные! Возрадуйтеся, увидев кроткое и смиренное сердце Богочеловека. Грешные и нечестные! Приступите и вы – Он спасет вас от грехов ваших. Славные и богатые! Поклонитесь, как Цари персидские, поклонитесь верою. Бог не требует вашего сокровища.
Боже Превечный! Родившийся и Рождаемый! Сам научи нас всю жизнь приходить и поклоняться Тебе; научи нас и радоваться радостью великой в день сей, да так и устами и сердцем воскликнем песнь ангельскую: «Слава Богу! На земле мир! И в нас, грешных, благоволение!» Аминь.
(Из проповеди святителя Иннокентия (†1819), епископа Пензенского и Саратовского: Собр. творений в 3-х частях. СПб., 1845–1847.)