О том, что следует делать добро сейчас, а не откладывать на будущее, а также о том, что после смерти нет исправления. Из сборника «Боголюбие»

Из святого Ефрема: Братья, сейчас самое время каяться. Блажен, кто еще не угодил в тенета врага. А кто попался, скорее рви сети и беги прочь подальше, пока не поздно. Он тоже блажен, потому что живым и невредимым сумел избежать борьбы, точно рыба, вырвавшаяся из невода. Пока она в воде, даже пойманная, еще может вырваться из сети в открытое море и спастись. А когда ее вытащат из воды, как она спасется? Вот так и мы: пока живы, Господь дает нам власть и силу рвать путы враждебных нам желаний и покаянием избавляться от бремени грехов, дабы спастись в Царстве Небесном. А когда настанет страшный час смерти, душа нас покинет, и тело окажется в гробу, мы уже ничем не сможем себе помочь, подобно рыбе, извлеченной из воды и брошенной в ведро. 2. Брат, не говори: «Сегодня я буду грешить, а покаюсь завтра». В мире нет ничего постоянного, поэтому доверь Богу заботу о твоем завтрашнем дне.

Из аввы Исаака: Кто грешит повторно, надеясь, что опять успеет покаяться, проявляет свое коварство пред Богом: смерть может застичь его неожиданно, тогда где возьмет он время на покаяние, на которое возложил все надежды?

Из жития святого Иоанна Милостивого: Патриарх Александрийской Церкви Иоанн Великий решил запечатлеть память о смерти в самой глубине своего разума, дабы она всегда у него была перед мысленным взором. И что же он предпринял? Он велел строить ему гробницу, но работу до конца не доводить, а остановить посередине, и подрядчикам в день преславного праздника во время богослужения выходить на середину храма и громко говорить: «Владыко, мы еще не закончили твою гробницу. Повели довести работы до конца – кто знает, в какой час тебя постигнет хищница смерть!»

(Источник: Благолюбие. Святая Гора Афон. Келлия во имя Рождества Иоанна Предтечи Хиландарского монастыря, 2010. С. 59–60; 69.)