Благодать чудесных исцелений от нетленных мощей угодников Божиих служит причиною того, что св. мощи эти бывают почитаемы всеми. Чрез них Господь благоволит ниспосылать Свои великие и богатые милости всем, кто с верою и любовью к ним притекает в своих нуждах, в бедах и болезнях душевных и телесных: больным дарует выздоровление, слепым – зрение, глухим – слух, немым подает дар слова. У св. мощей верующий может находить для себя и защиту от искушений, и утешение в скорбях, и помощь в борьбе со грехом, и укрепление в добродетели, и вообще все, что необходимо для душевного спасения. Примеры чудодейственной силы св. мощей мы встречаем еще в ветхозаветной церкви. Когда умер пророк Елисей и был погребен в пещере, случилось, что на другой год мимо того места несли одного мертвеца для погребения его. Вдруг навстречу несущим появилась толпа враждебных иноплеменников-моавитян, которые производили набеги на израильскую землю. Несшие мертвеца испугались и бросили его в ту самую пещеру, в которой похоронен был пророк Божий. Но как только этот мертвец коснулся костей пророка, то тотчас ожил и встал на ноги (4Цар.13:20–21).
В первые века христианства, когда язычники гнали и мучили христиан, мощи мучеников являлись обильными источниками благодатных исцелений и чудесных знамений, потому они были тайно похищаемы христианами и хранимы в потаенных местах, где устраивались над ними алтари и совершались богослужения. По прекращении времени мученичества св. мощи почитались христианами открыто, полагались в серебряные раки, вносились в новые, воздвигнутые для них, храмы и обставлялись благолепием. Самое открытие мощей, а также перенесение их из одного места в другое совершалось с особенною торжественностью, и в память этих событий установлялись особые праздники. Так, Церковь православная празднует обретение главы св. Иоанна Предтечи, перенесение мощей Святителя Николая из Мир в Бар-град, и много таких праздников совершается в нашей отечественной русской церкви. Между прочими наша Соловецкая обитель совершает сегодня свой местный праздник – перенесение св. мощей преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев, из их усыпальницы, где они первоначально почивали, в новосозданную во имя их церковь.
В честь преподобных Отец наших Зосимы и Савватия, купно ныне празднуемых, побеседуем о веровании св. Церкви в молитвенное ходатайство за нас святых пред Богом, на основании коего и совершается почитание св. мощей.
Те, которые не веруют в ходатайство за нас св. Угодников Божиих, рассуждают так: чтобы святые могли ходатайствовать за нас пред Богом и подавать нам потребную помощь, для сего они должны иметь общение с нами и знать все наши нужды; но какое может быть общение между ними и нами? Как они могут слышать наши молитвы и знать наши нужды, будучи жителями того мира и не быв всеведущи и вездесущи? – Бесспорно, что праведники, окончившие земное бытие, обитают ныне в другом мире, который мы, в отличие от нашего, называем небесным и духовным. Но между этим и нашим миром, как между разными областями единого царства, необходимо должно быть общение. Глядя телесными очами на весь вещественный наш мир, – на землю, наполненную различными тварями, на небо, усеянное безчисленными светилами, – мы замечаем, а сведущие в естественных науках еще больше, – что все земные творения, во всем своем разнообразии составляющие особенные, отдельные царства природы, и небесные светила, удаленные от нас на безмерные расстояния, образующие как бы особые, отдельные миры, – все находятся в тесной и неразрывной связи между собою, и взаимно действуют друг на друга. Не должно ли допустить, что и духовный мир находится в общении с нашим, и жители его, т. е. ангелы и души святых, могут иметь влияние на нас. Эту мысль, признаваемую здравым рассуждением, внушает и Св. Писание под символическим изображением лестницы, утвержденной от земли на небо, которую видел праотец Иаков, с восходящими и нисходящими по ней ангелами Божиими; ее подтверждает все св. бытописание, повествуя о многократных явлениях людям св. ангелов и усопших праведников; жизнеописания святых также наполнены сказаниями о таких явлениях. Поэтому всякий здравомыслящий должен согласиться, что св. небожители имеют духовное общение с нами и могут оказывать нам помощь в необходимых случаях своим ходатайством за нас пред Богом и действием дарованной им благодатной силы. Правда, они не всеведущи и не вездесущи. Но и без этих свойств, которые принадлежат одному Богу, как Существу неограниченному и всесовершенному, духи и души праведных могут знать наши потребности, будучи одарены высшим разумением, которое многие из святых проявляли еще живя здесь, на земле. Многие из святых во время земной жизни провидели нередко духовным оком своим сокровенные мысли людей, ведали тайны, видели отдаленнейшее, как близко совершающееся, и предсказывали будущее. Если в этом мире они были одарены дивною прозорливостью, то не больше ли еще они могут знать о земном, отрешившись от тела и вознесшись на небо? И нам, обыкновенным людям, не нужно быть вездесущими, чтобы знать все, что делается в отдаленных местах обитаемой нами земли. Для этого мы имеем свои земные средства. Точно так надобно судить и о бытии духов, имеющих свои способности и силы, которые не могут быть понятными для нас земнородных.
Часто внутреннее состояние души верно отражается во внешнем виде человека. По выражению лица, взорам и прочим движениям тела мы можем уразумевать душевное расположение другого, даже догадываться о его мыслях и намерениях. Обыкновенно, если в душе таятся святые, невинные мысли и чувства, то и зрак лица весел, ясен, спокоен, как вода прозрачная в тихую погоду, все движения свободны. Напротив, если мысли и чувства злы, порочны, преступны, то и вид лица мрачен, уныл, смущен, взоры злобны, все движения порывисты, неспокойны; ясно для всех: человек находится в страстном возбужденном состоянии. Итак, если мы, облеченные грубою плотию, можем иногда, хотя отчасти, познавать душевное состояние других подобных нам людей, то с несравненно большею ясностью и точностью видят наши души, не имеющие тела, духи и души святых, возвысившиеся над плотию.
Истину о духовном видении святых подтвердим отеческими сказаниями. Преподобный Павел Препростый, ученик Великого Антония, пришел в один монастырь для посещения братии. После обычных взаимных приветствий все пошли в церковь к молитвенному правилу. Блаженный Павел остановился у входа и смотрел на каждого входящего в церковь, внимая тому душевному расположению, с каким каждый брат входил. По особенному дару благодати Божией, он видел состояние души каждого подобно тому, как мы друг у друга видим лица. Все входили с светлыми и веселыми лицами, и с каждым шел ангел, радуясь о нем. Но одного из братий увидел Павел с лицом черным, все тело его было темно; с обеих сторон держали его демоны и влекли к себе, вдевая узду в его ноздри. Св. ангел печальный и плачущий следовал за ним издалека. Павел, проливая слезы, сидел у дверей церковных и горько рыдал о том, кого он увидел в таком душевном состоянии. Некоторые из братии, заметив слезы и рыдание старца, стали упрашивать его сказать им о причине плача, и предлагали ему войти в церковь. Но Павел не принял предложения и продолжал сидеть у дверей. По окончании молитвословия он опять внимательно смотрел на выходящих, чтобы видеть, в каком душевном состоянии каждый выйдет из церкви. И вот, видит он, что муж, у которого прежде лицо было черным и все тело темным, выходит из церкви с лицом светлым, тело его было чисто. Демоны, которые прежде держали его, шли вдали. Возле же него шел ангел в веселии и радости. Павел пришел в восторг и, благословляя Бога, взывал: о, неизреченное милосердие Божие! Поспешно взошел он на возвышенное место и громким голосом сказал: придите, видите дела Господа, Который хочет всем человекам спастись и в познание истины придти! На голос Павла стеклось все братство монастыря, желая услышать, что он скажет. Когда все сошлись, Павел поведал виденное им при входе в церковь братии и выходе ее из церкви, и просил того мужа объявить причину, по которой Бог даровал ему такое внезапное изменение. Обличенный Павлом брат открыто поведал всем причину случившегося с ним. Я, сказал он, грешник, и доселе предавался любодеянию, и ныне, войдя в церковь Божию, услышал я глас читаемого пророка Исаии: «Измыйтеся, и чисти будите, отымите лукавство от душ ваших пред очима Моими, научитеся добро творити. И аще будут греси ваши яко багряное, яко снег убелю, и аще хощете и послушаете Мене, благая земли снесте» (Ис.1:16–19). Я, продолжал он, приведен был этими словами в необыкновенное умиление, и, воздохнув от глубокого сознания греховности моей, возопил мысленно к Богу: Боже! соверши со мною грешным то, что Ты обетовал ныне чрез пророка Твоего. Ныне же даю Тебе обещание, что уже не буду более делать этого греха, отрицаюсь от всякого беззакония и отселе послужу Тебе чистою совестью. Дав эти обеты, я вышел из церкви. Вся братия, услышав это, славословили Бога (Отечник еп. Игнатия).
Неверующие говорят еще: не для чего прибегать к ходатайству святых, когда Преблагий Бог Сам знает и делает все, что нужно для нас. Действительно, по благости Своей Бог готов даровать нам все нужное и многое дарует прежде прошения нашего. Но по правде Своей Он благоволит являть помощь Свою тем, которые, нуждаясь в ней, усердно просят у Него, как дети у Отца, выражая пред Ним чрез это и бедность свою, заслуживающую Его милости, и зависимость свою от Его воли, и надежду свою на Его благость. Притом, Господу угодно являть Свою помощь просящим у Него не непосредственно, а чрез служителей Своих . Чрез ангелов Своих Он наставляет нас на все доброе, чрез них охраняет нас от всего вредного и злого, от действия на нас злых духов. Ангелам Своим заповедает о тебе охранять тебя на всех путях твоих, да не приткнешься о камень ногою твоею (Пс.90:11), учит Псалмопевец. Как от земных владык мы получаем исполнение прошений своих не непосредственно, а чрез многих подчиненных им служителей, и чрез последних имеем доступ к первым, так чрез св. ангелов, которых апостол называет служебными духами в служение посылаемыми (Евр.1:14), мы получаем от Бога всякую благодать, а будучи поставлены в такое близкое отношение ее к нам, они и предстательствуют за нас у Бога. Равным образом таких же ходатаев мы имеем в лице святых Божиих, которые, быв подобострастными нам человеками, сделались ангелоподобными и составляют ныне со св. ангелами один сонм небожителей. Живя на земле, они были служителями Божиими и творили волю Божию относительно ближних своих, т. е. современных им людей. Они всячески благодетельствовали им, молитвами своими ходатайствовали за них пред Богом и служили для них образцами богоугодной жизни. По смерти оставили по себе святую память последующим родам на все времена. Почему же теперь им, сопричисленным к сонму св. ангелов Господних, не быть такими же служителями по отношению к нам грешным, как и ангелы? Тем более это служение свойственно им ныне, что оно будет для них лишь продолжением служения, начатого ими на земле, только в большем размере и в высшем роде, что совершенно справедливо: кто в малом был верен, тому поручается большее. Поэтому несомненно, что св. угодники Божии принимают такое же участие в деле нашего спасения, как и ангелы Господни. Они вспомоществуют нам в нуждах наших, ходатайствуют за нас пред Богом и спасают от всяких бед и злоключений. И бесчисленные примеры чудодейственной помощи святых мы видим во все времена. Совершаются и в наше время многие чудотворения от прославленных и вновь прославляемых святых.
Итак, будем, братие, прибегать к св. угодникам Божиим с молением нашим, прося их молитвенного содействия недостойной молитве нашей пред Господом, ибо молитвы праведных послушает Господь (Притч.15:29) и Очи Господни на праведныя, и уши Его в молитву их (Пс.33:16), и много может молитва праведного (Иак.5:16). Аминь.
Сборник поучений на местные праздники Соловецкого ставропигиального первоклассного монастыря. Издание Соловецкого монастыря. Сергиев Посад, 1912 г.С.131-138.
(Источник PDF-версии: https://azbyka.ru)